RU
Главная / Блог о путешествиях
 
 
Путеводитель
Поселения
Выдающиеся личности
1  2
Блог о путешествиях
15 июля 2019 г.
Путешествуя по Нарочанскому краю, нельзя обойти вниманием Шеметово. Чудом уцелевший в вихре истории храм, взирающий с холма на руины старинных построек, живописные пруды и маленькая речушка, имеющая сразу три названия: Малиновка, Перекоп и Шеметовка. Таким перед путниками предстает Шеметово. Познакомиться с историей Шеметово можно, отправившись 27 июля на экскурсию «Голубое ожерелье Нарочанского края» https://viapol.by/assembly/4.1.htm.


Игнатий Ходзько в «Литвинских образах» посвятил этому старинному имению такие строки: «Среди боров, которые простирались от озера Свирь, лежит Шеметово, владение от древнего литвинского роду Шеметов происходящее и названное их фамилией, а со временем к различным известным здешним родам переходящее». Среди многочисленных владельцев Шеметова были Боские, Швыковские, Пшездецкие, Зеновичи.

В 1717 г. в результате брака с Терезой Зенович Шеметово переходит к Каролю Сулистровскому. Их сын Алоизий, унаследовав имение, в 1770-е годы занялся его преобразованием. Он построил усадебный дом из лиственницы в стиле барокко, окружив его парком и прудами. В этом доме в 1785 году Алоизий торжественно принимал знаменитого Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку. Игнатий Ходзько писал, что въезд князя в усадьбу сопровождался залпами из нескольких мортир. Его путь освещали свечи на дощечках, поставленных на воде. Эти свечи Алоизий Сулистровский собрал предварительно почти со всех виленских костелов. На щите усадебного дома, утопавшего в огнях, высвечивалась монограмма князя. После ужина хозяин усадьбы пригласил гостей на прогулку в сказочно освещённый сад, а затем в небе зажглись огни праздничного салюта. Торжества по причине визита Радзивилла продолжались несколько дней, было выпито много бочек мёда.
В 1794 году Алоизий Сулистровский принял активное участие в восстании под руководством Тадеуша Костюшко, после поражения которого отправился во Флоренцию. Имение Шеметово перешло к его сыну Казимиру. Со временем Казимир Сулистровский сделал успешную карьеру в Российской империи, став предводителем дворянства Виленской губернии, несколько лет занимал должность минского губернатора (с 1815 по 1818 гг.). При Казимире усадьба была перестроена в стиле классицизма, к фасаду дома был пристроен каменный портик с колоннами, регулярный парк преобразован в пейзажный. К дому вела широкая аллея, обсаженная липой, ясенем, ольхой. По обе стороны усадебного дома стояли два флигеля.

После смерти Казимира усадьбу унаследовал его сын Александр, о трагической судьбе которого в своих мемуарах писала Габриэла Пузыня, владелица соседних Добровлян. Он увлекся цирковой наездницей Аделаидой, за каждое слово, взгляд и улыбку которой раздавал семейные ценности и краевые реликвии. «С ужасом смотрели на это соседи, со слезами на глазах — старые слуги, которые не могли удержать панича, похоже, пьяного от вина и любви», — отмечала Габриэла Пузыня. Увлечение Александра привело к психическому расстройству, в итоге имение перешло к его сестре Констанции.
Удачный брак Констанции с Александром Скирмунтом — одним из самых успешных промышленников и предпринимателей на наших землях — коренным образом изменил жизнь Шеметова. В 1862 году в имении был построен винокуренный завод с паровым двигателем. 10 работников производили до 35 000 ведер спирта в год. Нужды двора в кирпиче, дренажных трубах и декоративной плитке обеспечивал кирпичный завод. В имении работали маслозавод, водяная мельница, баня и прачечная, были 4 рыбных пруда и несколько озер.
Предпринимательский талант отца унаследовал и Константин Скирмунт (1828-1880), ставший владельцем Шеметова в 1872 году. Спустя пять лет он открыл в имении кредитно-сберегательное товарищество. Через три года оно насчитывало 384 участника, его стартовый капитал вырос за это время на 26 %.



Последним владельцем Шеметова стал сын Константина Болеслав Скирмунт (1868-1942), женатый на Гелене Хлоповской. В имении сохранились руины винокуренного завода, построенного Болеславом в начале 20 века. Среди других зданий он выделялся декоративной отделкой, боковой фасад и сейчас украшает небольшая башенка.



Рядом с винокуренным заводом располагался амбар, от которого сохранились лишь руины.



Несколько в стороне от остальных хозяйственный построек в усадьбе стояла кузница.

Свой след в истории усадьбы оставила Первая мировая война. С сентября 1915 года Шеметово находилось на немецкой стороне. Здесь размещался штаб 75-й резервной дивизии под командованием генерал-лейтенанта фон Зейдвица, а также штаб усиленной 9-й кавалерийской дивизии. Во время Нарочанской наступательной операции в марте 1916 года рядом, в лесном лагере, расположилась запасная 86 дивизия, переброшенная с южного фронта. В 1916 году в Шеметово приезжал немецкий орнитолог Г. Шалов для наблюдения за миграцией птиц.



В межвоенный период, когда Шеметово входило в состав Польши, Скирмунты занимались промышленным разведением рыбы, для чего построили искусственные пруды: 80 га возле усадебного дома, 10 га в лесу и еще 80 га "на Путилихе" под Вишневом. Пруды охранялись вооружёнными сторожами. В их обязанности входил контроль за подкормкой рыбы батраками дробленым горохом, а также отстрел хищных птиц. За каждые сданные в контору когти охранники получали вознаграждение. В рыбоводческом хозяйстве было свое нерестилище, килограмм малька карпа стоил 35-40 злотых. На эти деньги можно было купить 320 кг ржи. Рыба из Шеметова продавалась не только в окрестных местечках, но и в Вильно. На лошадях по 10-12 подвод в обозе за один рейс доставляли до пяти тонн рыбы. Сейчас пруды используются рыбным хозяйством Национального парка «Нарочанский», организуются рыболовные туры для всех желающих. В Шеметовских прудах выращивают щуку, карпа, карася, белого амура.



Хороший доход Скирмунтам в межвоенный период давала продажа продукции фруктового сада и ягодников. В приусадебной оранжерее росли апельсины, абрикосы, виноград и другие южные культуры, был отдел для внесезонного выращивания овощей и цветов.

От усадебного дома Скирмунтов, сожженного в новогоднюю ночь 1942 года партизанами отряда Федора Маркова, сохранились лишь основания колонн. В ту ночь погибла жена последнего владельца Шеметова Габриэла Скирмунт вместе с дочерью Лидией. Память о них увековечена в костеле.



Костел Матери Божьей Неустанной Помощи был построен в 1903 году Болеславом Скирмунтом. Храм эффектно поставлен на невысоком холме. Крестообразный в плане храм возведен в стиле классицизма. В его основной объем включена каменная часовня, построенная еще в 1816 году Казимиром Сулистровским “над могилами своей семьи”.



Главный фасад костела решен в виде четырехколонного портика с треугольным фронтоном.


Стены храма внутри украшены пилястрами с позолоченными коринфскими капителями. В резном позолоченном алтаре находится образ Матери Божьей Остробрамской, над ним — образ Матери Божьей Неустанной Помощи — точная копия чудотворного образа в костеле Святого Альфонса в Риме. Эту икону передал костелу родной брат Болеслава Скирмунта Казимир. Он был ксендзом и жил в Риме. Крест (распятие) в алтаре, пожертвованный Хеленой Скирмунт в 1863 г., выполнен в Вене на фабрике Карла Килермана. Внутри храма привлекает внимание резной деревянный амвон, выполненный в стиле раннего барокко в виде чаши, которую поддерживает орел. Образцом для него послужил амвон Петра Скарги в часовне Святого Казимира кафедрального костела в Вильне.


Высокие хоры с органом на 9 голосов опираются на две граненые деревянные колонны. Украшением храма являются цветные витражи святых, выполненные французскими мастерами. На одном из них, слева — изображение Святого Казимира, молящегося на коленях перед дверью Виленского кафедрального костела. На другом — святой Станислав Костка — опекун детей и молодежи, еще один витраж посвящен Святому Станиславу Бискупу.

На стенах костела установлены мемориальные доски, посвященные членам семьи Сулистровских и Скирмунтов (это Юзефа Скирмунт из рода Хоминских, ксёндз-прелат Казимир Скирмунт, подхорунжий Константин Скирмунт, Антонина Скирмунт из рода Аскерков, Казимир Сулистровский). В костеле увековечена память о Марии Скирмунт-Твардовской (1858-1907 гг.). В конце 19 века именно она положила начало планомерному изучению флоры Мядельщины. Живя подолгу в Шеметово, Мария собирала гербарий, значительная часть которого сегодня находится в Кракове. Ее статьи о растительном мире Мядельщины были напечатаны в ряде европейских научных журналов. К сожалению, многие из тех растений, которые 100 лет назад Мария Скирмунт-Твардовская находила в окрестностях Шеметова, сегодня здесь уже не встречаются.


Рядом с костелом возвышается двухъярусная колокольня 18 века, накрытая шатровой крышей. На колокольне есть два колокола, больший из которых весит 885 кг.


В 2016 году в костеле состоялся необычный концерт. Он был посвящен 110-летию со дня рождения всемирно известного композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, в честь которого проходили музыкальные фестивали в Лондоне и Токио. В стенах храма звучали произведения композитора, ставшего настоящим революционером в музыке — струнный квартет № 3, элегия, полька, прелюдия и скерцо. Организатором концерта стал известный оперный певец Аркадий Володось. Заинтересовавшись биографией музыкального гения Дмитрия Шостаковича, он выяснил, что прадед композитора — шляхтич Петр Михайлович Шостакович, родился в Шеметово. После поражения восстания 1830-31 гг. он был выслан в Пермскую губернию, где беспокойное сердце повстанца покорила участница этого же восстания Мария-Юзефа Ясинская, ставшей его женой. В ссылке у них родился сын Болеслав.
Отец композитора Дмитрий Болеславович появился на свет в Санкт-Петербурге, получил хорошее образование и стал инженером-химиком. Музыкальный талант Дмитрий Дмитриевич унаследовал от своих родителей: отец по воспоминаниям современников был страстным любителем музыки, а мать — Софья Васильевна Шостакович — слыла одной из известнейших пианисток не только Петербурга, но и за его пределами. Воспоминания о Беларуси передавались в семье Дмитрия Дмитриевича Шостаковича из поколения в поколение. Он не раз давал себе слово посетить историческую родину. Сделать это ему удалось незадолго до смерти, когда вместе с женой Ириной композитор приехал в Беловежскую пущу. Приезжал ли композитор в Шеметово — неизвестно.
С 2016 года ежегодно в шеметовском костеле проходят дни памяти великого композитора.
20 июня 2019 г.
В центре Сморгони находится каменный костел Св. Архистратига Михаила. Толстые стены (от 1 до 4 м), узкие, высоко поднятые над землей окна, напоминающие бойницы, массивная двухъярусная башня у входа придают храму несколько воинственный вид. Этот храм — один из старейших в Беларуси и включен во множество маршрутов Виаполя, среди которых экскурсия «Белорусская мозаика» https://viapol.by/assembly/1.17.htm каждые четверг и субботу


Эту особенность храма отмечал и Владислав Сырокомля в своем очерке «Путешествия по моим былым околицам»: «Костел размещен над красивым прудом около помещицкой усадьбы. Над костелом высоко в небо возносится куполоподобная башня с козырьком, на которой были новые часы. Два круглых сооружения возле главной башни делают строение похожим на военное укрепление».



Здание, построенное в начале XVII века как кальвинистский сбор, успело послужить и католикам, и православным, и воинствующим атеистам. За свою многовековую историю храм стал свидетелем многих событий в жизни города. Пережив две мировые войны и эпоху воинствующего атеизма, он, подобно усталому путнику, вернувшемуся из далекого путешествия, взирает на привычные места. Его стены хранят память и о владельцах города — Зеновичах.



Каменный кальвинистский сбор был построен Крыштофом Зеновичем предположительно в 1606-1612 годах. Староста чечерский и пропойский, каштелян и воевода брестский Криштоф Зенович получил образование в Цюрихском университете. С особой любовью он относился к библиотеке, собранной им в Сморгони. Это видно из завещания сыну Николаю Богуславу: «Библиотеку, которую при жизни удалось мне собрать, оставляю тебе, сын мой любезный и твоим потомкам, как величайшую драгоценность. Прошу тебя не разбрасывать ее, а даст бог и увеличивать. Всегда держать в одном месте, в Сморгонях… при церкви». Хранилась библиотека, как предполагают исследователи, в круглой башне сбора.



При сборе Крыштоф открыл школу, в которую пригласил «сведущих бакалавров». Он же наладил в Сморгони работу бумажной фабрики, которая действовала до 1629 г. Бумага изготавливалась с водяными знаками и гербом Зеновичей («Деспот»). Криштоф Зенович является автором трагедии, посвященной ссоре воеводы Криштофа Радзивила и виленского каштеляна Иеронима Ходкевича, которая в 1600 г. чуть не переросла в гражданскую войну.



Литературный дар отца унаследовал его сын Николай Богуслав, ставший последним владельцем Сморгони из рода Зеновичей. Он не только оставил после себя литературное наследие в прозе и стихах, но и сам стал героем двух произведений. Одно из них — «Сказание» — написано Якубом Газиушем на смерть Николая Богуслава. В поэме Николай Богуслав Зенович предстает перед читателем как человек «всячески славный, в совете — сенатор, на сеймиках — оратор, в науках — философ, в поветах — каштелян, в сраженьях — дельный полковник». Как отважного полководца отписывает Николая Богуслава в поэме «Осман» дубровницкий поэт эпохи барокко Иван Гундулич.



Неувядаемой славой среди современников покрыл себя Николай Богуслав Зенович в знаменитой Хотинской битве в 1621 г. Войску султана Османа II противостояли воины Речи Посполитой под командованием великого гетмана литовского Яна Кароля Ходкевича. Сражение продолжалось больше месяца — со 2 сентября по 9 октября. Николай Богуслав в битве под Хотином командовал собственным полком, насчитывающим 1800 воинов. Вместе с полками Сапеги и Опалинского, войском запорожцев полк Зеновича принял на себя основной удар турок. В пылу боя конь вынес Зеновича в гущу врага. Получив более 20 ран, Николой Богуслав умер 7 сентября 1621 г. В результате сражения Османская империя была вынуждена прекратить войну и на время отказаться от планов завоевания Европы…

Чем прославились другие представители рода Зеновичей, владевшие Сморгонью? Какие тайны хранят подземелья храма? На эти и другие вопросы ответы в еженедельной экскурсии «Белорусская мозаика».
30 мая 2019 г.
Излюбленным местом обитания муз в Древней Греции служили горы Парнас и Геликон. Там, в тенистых рощах, под журчанье прозрачных родников они прославляли Аполлона. Свой «Парнас» есть и в Беларуси. Только находится он не на горе, а на берегу небольшой речушки Змейки, старинное название которой Дзвея. Там, в живописном месте расположилась деревня Полонечка, где рождались оперы и сонеты, а также научные труды по этнографии. Посетить Полонечку, познакомиться с ее достопримечательностями можно, отправившись на экскурсию «Каменная летопись Новогрудчины» https://viapol.by/assembly/1.31.htm в эту субботу 1 июня (а потом еще и 27 июля!)


По документам Полонечка известна с 1428 года как владение Ульяны Гольшанской — жены великого князя литовского Витовта. В конце 16 века владельцами Полонечки были Рудомины-Дусяцкие — шляхетский род герба «Трубы». Один из представителей этого рода — Андрей Янович (около 1595-3.09.1632), вступив в орден иезуитов, прославился как проповедник, автор религиозных произведений на китайском языке.

Как миссионер он служил в португальских колониях Гоа, Макао, затем в Китае. Ян Матвеевич Рудомина-Дусяцкий (около 1543 — 21.07.1621) стал фундатором строительства костела в Камаях. Ян участвовал в знаменитой Хотинской битве 1621 г. с турками. Он описал битву в поэме «Правдивый диариуш экспедиции Короны Польской и Великого княжества Литовского против Османа в Валахии счастливо осуществленной». О друзьях Яна Рудомины-Дусяцкого, погибших в битве, напоминает мемориальная плита, установленная по его распоряжению в костеле Преображения Господня в Новогрудке в 1643 г.

Следующими владельцами Полонечки стали Сесицкие — шляхетский род герба «Голова буйвола». В 1704 году имение в качестве приданого принесла своему мужу Михаилу Антонию Радзивиллу — правнуку знаменитого Николая Христофора Радзивилла Сиротки — Марцианна Сесицкая, значительно расширив владения мужа.

Настоящей культурной столицей края Полонечка стала при внуке Михаила Антония — Матее Радзивилле, который с 1773 г. сделал имение своей резиденцией. По отзывам современников, Матей Радзивилл «росту был малого, худой, голову брил и платье носил старопольское. Усы его были длинны и висели по старой моде. Лицо носило печать какой-то грусти, и хотя он не очень старался приобрести сторонников, тем не менее, пользовался всеобщей доверенностью за свое благородство и честность».



В 1777 году в Полонечке гостил Денис Фонвизин — автор «Недоросля». О своем визите он сделал запись в дневнике: «29 августа приехали обедать в местечко Полонечка к Радзивиллам. Тут мы приняты были очень хорошо в доме самого хозяина. Обед хороший, на серебре, и вина лучшие». И хотя визит был очень кратким, он вошел в местные легенды. Мол, после обильных возлияний Фонвизин в сопровождении знаменитого Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку охотился на местных красавиц.
Во дворце Матея Радзивилла царила творческая атмосфера. Театром он увлекся еще в детстве, в Несвиже. Его мать, рано овдовев, вышла замуж за знаменитого гетмана литовского, воеводу виленского Михала Казимира Радзивилла Рыбоньку. Живя во дворце, Матей подружился с сыном воеводы от первого брака Каролем Станиславом Пане Коханку.

Матей Радзивилл прославился как композитор, автор многочисленных мазурок и полонезов, сонат и серенад. В 1784 г. к визиту короля Станислава Августа Понятовского в Несвиж именно Матей Радзивилл написал либретто оперы «Агатка, или приезд пана». История о любви простых крестьянских девушки и парня, о злом управляющем и справедливом хозяине имения долгое время пользовалась большой популярностью и ставилась в Варшаве, Любине, Вильне, Львове. Еще одна опера Матея Радзивилла — «Войт альбанского селения» — была поставлена в 1786 г. на именины хозяина несвижского дворца. В ней осуждалось жестокое обращение с крестьянами. Патриотически настроенный князь принимал самое активное участие в жизни края: избирался послом на сейм в 1780 г., а спустя десять лет (в 1790 г.) получил должность каштеляна виленского, поддержал Конституцию Речи Посполитой, принятую 3 мая 1791 г. Когда началась война в защиту Конституции, Матей Радзивилл заявил: «Вначале Родину, а уж потом радзивилловский дом хочу видеть счастливым». Не задумываясь, он передал войску Великого княжества Литовского замки, арсеналы и радзивилловскую милицию, которыми распоряжался как опекун малолетнего несвижского ордината Доминика Иеронима Радзивилла. Матей Радзивилл принимал активное участие в подготовке восстания под руководством Тадеуша Костюшко и даже даровал личную свободу своим крестьянам, вступившим в ряды повстанцев. После поражения восстания лишился права опеки над Домиником Радзивиллом. После смерти Матея в 1800 г. владельцем имения стал его сын Константин.

Родившийся в год второго раздела Речи Посполитой (1793 г.), Константин Радзивилл разделял взгляды будущих декабристов. В 1820 году он вступил в тайное политическое общество «Национальное масонство», затем — в Патриотическое общество. Для обсуждения совместных действий в 1823 г. часто встречался в Вильно с Александром Бестужевым. После трагедии на Сенатской площади в 1825 году Константина Радзивилла арестовали, однако ссылки он избежал. Поселившись в родовом имении Полонечка, князь посвятил свою жизнь образовательной, культурной и просветительной деятельности у себя на родине, был куратором и попечителем народного образования в Минской и Гродненской губернии. Много внимания Константин уделял своему имению в Полонечке.



Исследователи склоняются к мнению, что формироваться усадьба в Полонечке стала во второй половине 18 века. Ее перепланировку после 1773 года начал Матей, а затем продолжил его сын Константин. В результате в первой четверти 19 века на берегу Змейки сформировалась большая усадьба, включающая парадный двор с дворцом, французский и английский парки, часовню, хозяйственный двор и овощной огород, оранжерею и мельницу. Английский парк состоял из четырех террас, спускавшихся к берегу реки. Перед дворцом находились солнечные часы, центральная аллея от дворца вела к деревянной часовне-усыпальнице.



Доминантой усадьбы являлся дворец, построенный по проекту неизвестного итальянского архитектора по примеру виллы Тривулзино на озере Комо в Италии. В оформлении фасадов дворца были использованы гермы — четырехгранные колонны, увенчанные скульптурными изображениями древнегреческих героев или философов. Такой элемент декора является уникальным для Беларуси. На треугольном фронтоне дворца имелись лепные изображения радзивилловского орла, княжеской митры, монограммы владельцев в обрамлении венка из листьев.



Центральную часть дворца на первом этаже занимал большой холл с двумя мраморными каминами. Во внутренней отделке комнат широко использовались зеркала, чтобы создать ощущение бескрайности пространства. Во дворце находилась библиотека в 4 тысячи томов, архив, коллекция монет, картины известных художников, в том числе Юзефа Пешки и Яна Рустема.



В гости к Константину Радзивиллу в Полонечку приезжали многие деятели культуры, в том числе и поэт Владислав Сырокомля, отметивший «чудный сад, красивый и интересный во многих отношениях дворец», а также гостеприимство хозяина. Он написал рецензию на первый номер журнала «Narod i czas», редакция которого в 1845 г. находилась во дворце.
Константин Радзивилл стал одним из первых, кто изучал народный фольклор. Белорусский язык он называл «кривицким наречием». В архиве Российской академии наук в Санкт-Петербурге хранится его рукопись «Этнографические сведения о жителях Новогрудского уезда». На 32 страницах собраны тексты купальских и свадебных песен, описание различных обычаев и обрядов.



После смерти Константина, последовавшей в 1869 году, его сын Матей Юзеф предпочел жить в имении жены в Загже под Варшавой, туда он перевез значительную часть ценностей из отцовского дома. В 1876 году в Полонечке побывал Наполеон Орда, запечатлев усадьбу на своем рисунке. Матей Юзеф Радзивилл в 1886 году принял участие в знаменитой охоте, которую владелец Несвижа Антоний Вильгельм Радзивилл устроил в честь принца Вильгельма — будущего кайзера Вильгельма II. Художником-документалистом охоты стал Юлиан Фалат, который не только запечатлел на своих полотнах сцены охоты, но и оставил воспоминания о ней. Юлиан Фалат писал, что именно Матей, в нарушение этикета, сделал первый выстрел по медведю, оказавшийся удачным, и это испортило настроение принца. Однако, к счастью, медведь оказался неказистым и маленьким, что позволило князю достойно выйти из щекотливого положения и произнести: «Ваше Величество, малый медведь — это для меня, а большой — для Вашего Величества».



Только в конце 19 века в дедовское имение вернулся Альберт Станислав. При нем была достроена широкая парадная лестница, изменены интерьеры дворца, пристроен зимний сад в неоготическом стиле. Во дворце появилось паровое отопление и электрическое освещение.



Еще одной достопримечательностью Полонечки является костел Святого Юрия. Он находится недалеко от дворца. Деревянный храм был построен здесь еще в 1751 году. В нем крестили Игнатия Домейко, родившегося в соседнем имении Медвядке. Игнатий Домейко прославился как выдающийся ученый и просветитель, стал Национальным героем Чили. В 1899 году Альберт Радзивилл перестроил храм по проекту архитектора Константина Войцеховского в неоготическом стиле. Главный фасад святыни украшают две шатровые башни, между которыми находится фронтон с круглым окном-розой. Стрельчатые окна, декоративные ступенчатые контрфорсы, накладной геометрический орнамент в декоре делают облик храма необычайно выразительным.



В изысканном резном алтаре костела находится образ Матери Божьей в золотой короне. Рядом с ним — иконы 18-19 веков. На стенах — мемориальные доски, посвященные представителям рода Радзивиллов. Храм служил усыпальницей последних владельцев имения. В костеле сохранился орган, выполненный виленским мастером Ф. Остроменцким в 1897 г.



Справа от костела возвышается колокольня, возведенная еще в 1855 году, а рядом с ней — небольшая часовня.



Рядом с храмом находится могила ксендза Юлиана Рутковского, умершего в 1905 году. С другой стороны — парафиальный дом имени ксендза Ежи Росяка (1914-1987гг.). 10 лет он провел в лагере в Норильске по сфабрикованному НКВД обвинению — распространение припевок антисоветского содержания. Знаменитого священника почитают не только в Полонечке, но и в других парафиях, где он служил: Ишкольди, Барановичах, Новой Мыши, Новогрудке.



Во время Первой мировой войны Полонечка оказалась в прифронтовой полосе. Здесь в госпитале хирургом служил будущий светила советской медицины Иван Гурьевич Руфанов. Впоследствии, уже в клинике в Москве в 1943 г. именно И.Г.Руфанов первым стал применять пенициллин для лечения раненых

С 1919 по 1939 год хозяином дворца был племянник Альберта Станислава Владислав, встретивший в сентябре 1939 г. приход красноармейцев. В 20 веке дворец дважды горел — в 1917 и 1943 годах. После Великой Отечественной войны в его стенах разместилась школа-интернат, была разобрана оранжерея, с главного фасада убрали герб Радзивиллов, частично был застроен парк. В 90-е годы школу-интернат перевели в другое место, в здании провалилась крыша, с каждым годом оно ветшает, ожидая нового хозяина.

Здесь, в Полонечке, стоя у стен старинного дворца и костела, чувствуешь дыхание времени...
15 апреля 2019 г.
Главная улица городского поселка Свирь, в котором сейчас проживает менее тысячи человек, вытянулась вдоль береговой линии одноименного озера, повторяя его контуры. В центре бывшего местечка возвышается холм, с вершины которого открывается живописный вид на окрестности. Местные жители называют этот холм «горой Довмонта». Эти места мы посещаем во время экскурсии https://viapol.by/assembly/4.1.htm по живописному Нарочанскому края


Археолог Ярослав Зверуго после проведенных раскопок пришел к выводу, что уже в раннем железном веке (6 в. до н.э.- 9 в. н.э.) эти места облюбовали балты. Очевидно, они и дали название озеру Свирь, что означает «глубокое». Местные жители утверждают, что здесь было языческое капище Перуна, на месте которого нальшанский князь Довмонт построил деревянный замок. И хотя документального подтверждения эта легенда не находит, она весьма популярна в здешних местах. Некоторые исследователи 19 века считали Свирь столицей Нальшанской земли.



Письменная история Свири начинается с 15 века, когда владельцами местечка были князья Свирские герба «Лис». Братья Эрик и Роман Свирские входили в местную политическую элиту, подписывали акты Троцкой (в 1433 г.) и Городенской (в 1434 г.) уний. Сын Романа Ян завещал часть имения Свирь своей жене, что вызвало судебный процесс за наследство. В начале 16 века сильно разветвленный род постепенно теряет свои позиции и распродает имения. В 1528 г. Свирь становится владением Юрия Радзивилла, вошедшего в историю под прозвищем Геркулес Литовский. Выкупить свое бывшее владение у Радзивиллов Свирские сумели только спустя сто лет.



Резиденцией князей Свирских, а затем и Радзивиллов в Свири был деревянный замок, построенный на городище. В этом замке во время Ливонской войны (1558-1583 гг.) решалась судьба Полоцка. В 1579 г. сюда прибыл король Речи Посполитой Стефан Баторий. После смотра войск король утвердил план компании по освобождению Полоцка от войск Ивана Грозного. Самое активное участие в ней принимал Николай Радзивилл Рыжий. Вместе с сыновьями он выставил в войско 1000 конников и 100 пехотинцев.
От бывших замковых укреплений до наших дней практически ничего не сохранилось. После Великой Отечественной войны здесь брали песок для строительства, от былого холма осталась лишь треть.





С вершины холма, на котором когда-то стоял замок, открывается потрясающий вид не только на озеро Свирь, но и на само местечко. На его главной улице, замыкая ее перспективу, находится костел Святого Николая. Его внушительная башня является единственной высотной доминантой Свири.
Первый деревянный костел в местечке был построен еще в 1452 г. Яном Свирским. В 1570 г. владелец Свири Николай Радзивилл Рыжий передал его кальвинистам. После смерти своего двоюродного брата Николая Радзивилла Черного в 1565 г. именно он возглавил протестантов в Великом княжестве Литовском. В своем имении в Биржах Николай Радзивилл Рыжий создал центр Реформации и открыл кальвинистскую школу, в других владениях были построены кальвинистские сборы.



В начале 17 века, когда реформация идет на спад, храм в Свири вернули католикам. В то время владельцами местечка вновь стали князья Свирские, выкупив его у Радзивиллов. В 1653 г. на месте старого обветшавшего храма был построен новый каменный костел в стиле раннего барокко. В его возведении принимали активное участие священник Г. Ясинский и хоружий ошмянский Ф. Казела. В начале 20 века (к 1909 году) костел коренным образом перестроили. От старого храма сохранилась нижняя часть башни-звонницы и апсида, ставшая часовней. Еще перед Второй Мировой войной верующие собрали деньги на новый орган — 16 тысяч злотых. Деньги поступили в том числе и от продажи книги ксендза Юрия Жамейтя «Свирь и свирский костел».

В 1961 году костел закрыли, через три года после этого из храма вывезли орган. Местные жители вынуждены были ходить на службу в Михалишки, Константиново или Шеметово. Вскоре после закрытия костела при поддержке ксендза Станислава Кучинского была создана инициативная группа, поставившая своей целью вернуть святыню верующим. Теофилия Кисель и Янина Сухаревская из Свири, Владимир Лопата из деревни Володьки и Юзеф Субко из Хотилок настойчиво стучали в двери самых разных государственных учреждений, писали петиции в Москву.
В 1980 г. появилась надежда вернуть святыню. Председатель городского совета сообщил, что нужно провести генеральную уборку в храме. Когда воодушевленные надеждой верующие привели все в порядок, костел по приказу местной администрации превратили в склад брикета. Затем здесь находился цех сморгонского завода оптики. В 1988 году верующие даже направили письмо М.С. Горбачеву с просьбой вернуть храм, однако их усилия увенчались успехом только в 1990 г.



О том непростом для храма времени напоминает своеобразный памятник во дворе костела — изогнутый крест, обвитый тросом. Ведь именно так, привязав к крестам трос, его сбросили с крыши 31 мая 1981 г. На территории костела находится костница конца 19 века. В ограде костела есть часовня со статуей Святого Шарбеля, молитва к которому исцеляет от физических недугов и психических расстройств.





В центре местечка сохранились старые дома и лавки, уцелело и здание корчмы, построенное в конце 19 века. Они напоминают нам о еврейской общине Свири. Уже в ноябре 1941 года в местечке возле озера было создано гетто, огороженное колючей проволокой. В феврале 1942 года около 250 евреев отправили в д. Жирмуны в рабочий лагерь, а в августе оставшихся евреев вывезли в гетто в Михалишки. Их жизненный путь закончился в Понарских лесах под Вильнюсом. Всего в годы войны было убито около 700 евреев из Свири.



Отсюда родом еврейский писатель, журналист и издатель Аба Балошер, погибший в Освенциме 27 марта 1944 г. Одним из самых известных уроженцев этого местечка является Макс Гордон — американский джазовый продюсер, основатель популярного джаз-клуба Village Vanguard в Нью-Йорке.

В Свири полгода проживал драматург Винцент Дунин-Мартинкевич. Почти два года (с марта 1862 и до 22 февраля 1864 года) он скрывался от преследования царских властей в имении Добровляны у Матильды Бучинской. После того, как имение было секвестровано, 22 февраля 1864 года писатель переехал в Свирь. Здесь он был арестован и отправлен в тюрьму.

Сейчас тихую, размеренную жизнь Свири нарушают лишь туристы — любители истории и природы.
28 марта 2019 г.
На одной из самых старых улиц Кобрина — Первомайской (бывшей Пинской) — находится костел Успения Пресвятой Девы Марии. Здесь, у храма, хочется сказать: «Sta Viator! — остановись, прохожий!» Ведь этот храм стал свидетелем многих важных событий в истории города и страны. В наших 2-дневных экскурсиях https://viapol.by/assembly/d.7.htm в чудесный Полесский край мы осматриваем эти места… Ближайший выезд — 4-5 мая, а потом — каждые третьи выходные месяца!


Сведения о первом католическом храме Кобрина относятся к 1513 году. Согласно архивным документам, деньги на алтарь пожертвовала последняя представительница князей Кобринских — Анна Кобринская-Костевич. Деревянный храм, находившийся в центре города недалеко от рыночной площади сгорел во время пожара в 1812 году.



В 1841 году на улице Пинской на деньги, собранные прихожанами, началось строительство нового костела по проекту архитектора Носкова и 15 августа 1845 года состоялось торжественное освящение храма местным священником Антонием Киселевским, а в 1851 году он был освящен епископом Виленским Вацлавом Зулинским в честь Успения Пресвятой Девы Марии. Главный фасад храма, построенного в стиле классицизма, украсили две башни, боковые фасады — пилястры. В храме были три резных алтаря с иконами Иисуса Христа, Матери Божьей Остробрамской и Святого Антония, на хорах находился орган на 12 голосов.



Территория костела была отделена от улицы оградой, что хорошо видно на рисунке Наполеона Орды, сделанном в 1864 году. Костел просматривается еще на одном рисунке художника, где показана застройка города.



Кобринская земля прочно вошла в биографию Наполеона Орды. В 1866 году он был арестован по подозрению в участии в восстании 1863-64 гг. и посажен в местную тюрьму. Военно-полевой суд приговорил Наполеона Орду к высылке в отдаленные губернии России, но впоследствии приговор отменили благодаря стараниям жены и помощи посла Франции. Наполеону Орде позволили поселиться у родственников в имении Молодово Кобринского повета. Напоминанием о том непростом периоде в его жизни являются два рисунка тюремной камеры, в которой он находился в заключении.



Храм, запечатленный художником, благополучно пережил Первую мировую войну, он оставался действующим и в годы Великой Отечественной войны. Осенью 1942 года в Кобрине нацисты провели акцию по ликвидации узников гетто. Из колонны людей, которых гнали по улице, вырвалась группа детей. Нырнув в проем каменного забора, дети укрылись в костеле. Здесь ночью их нашли священники Ян Урбанович и Владислав Гробельный и отвели в свой дом, расположенный рядом с храмом.

Узнав о том, что священники прячут еврейских детей, прихожане приносили продукты, одежду, лекарства. Однако нашелся предатель, который донес об этом в СД. Когда нацисты нагрянули с обыском, дети успели спрятаться в подвале. Чтобы узнать, где прячутся беглецы, священников пытали прямо в доме несколько часов, но они молчали. Убежище обнаружили, услышав плач перепуганной малышки. Ян и Владислав просили отпустить детей, предлагая взамен свои жизни, однако все мольбы были тщетны. Избитых детей вместе со священниками расстреляли прямо у стен храма. Вскоре после этих событий предатель, выдавший детей, был найден убитым. Кто совершил правосудие, осталось неизвестным. Священников похоронили на ул. Виноградной. В начале 1990-х годов на их могиле установили памятник. В 1962 году костел закрыли, некоторое время в нем находился мебельный склад. Верующим храм вернули только в 1990 г. Сейчас это единственный действующий католический храм Кобрина.



На территории костела находятся два военных кладбища. Одно из них появилось еще в 1920 г. В 257 могилах тогда похоронили около 300 воинов польской армии. Что примечательно, рядом с ними были похоронены и 9 красноармейцев. В 1960-х старые кресты по распоряжению местных властей сбросили в пруд на западной окраине парка. Говорят, что вместо рабочего, отказавшегося совершить акт вандализма, в кабине бульдозера сел один из местных начальников.



Главный памятник — обелиск Virtuti Militari — пришлось таранить несколько раз, прежде чем он поддался натиску бульдозера. Вместе с надгробными плитами в пруд попала и часть останков захороненных здесь солдат.



В начале 2000-х годов инициаторами восстановления кладбища выступили Михаил Аверчук и Ромуальд Остромецкий, их инициативу поддержал священник костела — ксендз Кшиштоф Голенбевский. В марте 2000 года в результате раскопок были обнаружены 39 оригинальных крестов и большая часть обелиска. В 2002 году кладбище восстановили. На месте старых могил установили новые безымянные кресты в память о воинах Красной и Польской армий. Старые кресты, обнаруженные во время раскопок, встроили в ограду кладбища.

13 сентября 2008 года на костельном погосте перезахоронили останки около 60 человек, погибших в сентябре 1939 г. в самом начале Второй мировой войны. Обнаружены они были летом 2008 года 52-м отдельным специализированным батальоном совместно с делегацией Совета охраны памяти борьбы и мученичества Республики Польша в ходе поисковых работ в Кобрине и у деревни Подземенье. Останки 13 человек находились в городе на кладбище у Петро-Павловской церкви. Это бойцы 83-го полка полесских стрелков Войска Польского, которые погибли при обороне Кобрина от немецких войск и были похоронены 18 сентября.



Останки еще 42 человек были обнаружены у деревни Подземенье. Среди расстрелянных были не только польские военные и полицейские, но и гражданские лица, в том числе три женщины. Старожилы утверждают, что к их гибели причастны члены так называемого отряда самообороны, организованного жителем деревни Савой Дранюком. До войны он успел побывать в заключении в концлагере в Березе-Картузской за убийство. Получив известие о переходе Красной Армией границы с Польшей, он организовал отряд и начал охоту на полицейских и военных. Тела жертв сбрасывали в придорожную канаву возле деревенского кладбища.
Торжественное перезахоронение останков состоялось при участии представителей духовенства, местной власти, Управления увековечения памяти защитников Отечества и жертв войны Министерства обороны, а также роты почетного караула из Польши.

18 марта 2019 г.
На старинной дороге, связавшей Кореличи и Валевку, находится деревня с добрым и теплым названием — Райца. В ней на высоком холме над дорогой, подобно стражу, охраняющему путников, возвышается церковь Святой Варвары. Недалеко от храма в старинном парке расположен усадебный дом, хранящий воспоминания о былых владельцах. В 1994-1995 годах здесь проходили съемки фильма «Проклятый уютный дом». Побывать в Райце, прочувствовать все очарование этого необычного места можно на экскурсии «Каменная летопись Новогрудчины» 1 июня и 27 июля https://viapol.by/assembly/1.31.htm


Райца впервые упоминается в 1511 году в документах Литовской Метрики. Ее владельцами тогда были Богуш и Мишка Верещака из имения Камень под Кобрином. Побывав в руках у Мартина Гаштольда, с середины XVI века Райца стала владением Андрея Раецкого и оставалась собственностью Раецких вплоть до середины XIХ века. В 1838 г. Людвика Раецкая принесла имение в качестве приданого новогрудскому маршалку Юзефу Верещаке.

Кроме Райцы во владении рода Верещаков были имения Кутовщизна и Плужины, Ясенец и Любижаны, а еще — Тугановичи. В начале XIХ в. именно Тугановичи стали своеобразным центром, где собиралась местная шляхта. Там, в Тугановичах, гостил у своих друзей Юзефа и Михала поэт Адам Мицкевич, там встретил свою музу — Марию Верещака. В мае 1832 г. Юзеф Верещака и Иван Тугановский подписали договор, по которому обменялись имениями Смольчицы и Тугановичи. Центр владений Юзефа Верещаки переместился в Плужины, а затем в Райцу.



В Национальном историческом архиве Республики Беларусь хранится инвентарь 1857 г. и другие документы, позволяющие представить, как выглядело имение при Верещаках. Кроме Райцы, в которой было всего 16 дворов, в него входили деревни Хвалово, Домбровичи, Сегда, Забердово, Скрышево, Миратичи и Осташин. В инвентаре приводится описание усадебного дома. Его окружал парк, часть которого была засажена плодовыми деревьями. Возле ограды парка проходила липовая аллея, в конце которой возвышался столб с изображением дворянского герба «Лебедь». На нем когда-то стояла скульптура Божьей Матери.



Значительные изменения в парк внес сын Юзефа Верещаки Франтишек, унаследовавший имение в 1875 году. Ботаник-любитель, он наполнил его редкими экзотическими растениями. По словам известного фотографа Яна Булгака, побывавшего в Райце и сделавшего ряд фотографий усадьбы, парк «…не меў роўных ва ўсёй ваколіцы: раскінуты па лагчынах і пагорках, ён спакушаў прыгажосцю таямнічасці ўсярэдзіне, абуджаў ува мне прагную цікавасць і неспакойнае здзіўленне, якія я адчуваў з нервовым напружаннем, адчуваў аж да болю. Я не мог адарваць ад парку вачэй і, едучы міма, паварочваўся ўвесь час у яго бок, як жалеза да магніта. Стараючыся пранікнуць у тайнікі гэтага зачарованнага саду, я прыпісваў яму ўсё, што калі-небудзь запамінаў з кніжак, і думаў пра яго уладальніка, як пра паўбога, які мае шчасце знаходзіцца пасярод такога хараства…”



В 1881 г., в возрасте 42 лет, Франтишек женился. Его избранницей стала дочь варшавского юриста Каролина Тиме. Финансовое состояние молодой семьи постепенно ухудшалось, пришлось распродавать земли, в итоге имение уменьшилось более чем вдвое. 23 мая 1897 года Франтишек Верещака ушел из жизни, так и не познав счастья отцовства. Наследниками имения стали его родной брат Казимир и вдова Каролина. В 1898 г. граф Вавжинец фон-Путткамер — внук Марии Верещака — выкупил у них имение. Как инженер-железнодорожник граф участвовал в строительстве Уральской, Бакинской и Полесских железных дорог. Последняя из них прошла в нескольких километрах от его родового поместья Больтеники. В 1890 г. Вавжинец фон-Путткамер вышел в отставку и поселился в Больтениках. Он активно участвовал в общественной жизни края, два раза избирался в государственную думу России.

В 1910 г. Райца стала свадебным подарком графа дочери Янине и ее мужу — профессору Краковского университета Адаму Жолтовскому. Молодая чета жила в Кракове, лишь изредка наведываясь в Райцу. Перед Второй мировой войной Жолтовские подарили имение Конгрегации сестер католического апостольства (монахиням-паллотинкам). О монахинях, имевших свой аптечный огород и лечивших людей, у местных жителей остались самые теплые воспоминания.

После войны в усадебном доме находилась больница и поликлиника, затем, до 2003 г. — амбулатория с аптекой. После шести лет запустения, в декабре 2009 года его купила семья художников Солдатовых. Вера Евгеньевна Солдатова — член Белорусского союза мастеров народного творчества, мастер по соломоплетению, награждена медалью Ефросиньи Полоцкой. Ее работы можно увидеть в музеях России, Великобритании, США, Беларуси. Соломенный зубр был подарен Уго Чавесу во время его визита в Беларусь, а шляпка — Хиллари Клинтон. Одной из самых ярких работ мастера является иконостас из соломки в церкви Святого Иоанна Крестителя в Дудутках. Вместе с Верой Евгеньевной над созданием иконостаса трудился и ее муж — Александр Васильевич Солдатов — мастер иконописи. Семейная пара, поселившись в Райце, помогает в восстановлении церкви Святой Варвары, которая находится недалеко от усадебного дома.



Храм был построен в 1817 году Раецкими на вершине холма как костел и фамильная усыпальница. На главном фасаде храма, возведенного из бутового камня и кирпича в ретроспективно-готическом стиле, возвышается четырехгранная башня, на которой прежде находились часы-куранты. Главный вход решен в виде стрельчатой арки, на боковых фасадах — ступенчатые контрфорсы. Элементами декора служат побеленные стрельчатые ниши и архитектурные пояса.



Местные жители с гордостью утверждают, что автором проекта храма является их земляк — архитектор Ян Зайко, которого Франтишек Раецкий отправил на остров Святой Елены перенимать опыт по строительству храмовой архитектуры. Отсюда, мол, и необычный вид храма, больше похожего на миниатюрную крепость. То, что архитектор Зайко действительно существовал, не вызывает сомнений. Он упоминается в отчете Казимира Верещаки о расходах в 1858 г. После восстания 1863 г. храм передали православным, переосвятив его в Свято-Преображенскую церковь.



На рисунке Наполеона Орды, выполненном в 1870-х годах, видно, что на башне храма находится статуя Божьей Матери. Правда, местные жители со временем стали называть ее статуей Святой Варвары. Эта святая жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Ее отец Диоскур был язычником и, узнав, что дочь приняла крещение, обезглавил ее. По странному стечению обстоятельств, не раз головы лишалась и статуя в Райце. В голову статуи часто попадала молния, разбивая ее на осколки, но каждый раз ее восстанавливали.



Во время войны в храм попал снаряд. В 1959 г. пригнали гусеничные трактора, тросами пытались растащить здание, ухватившись за оконные решетки. Сильнее всего пострадала алтарная часть, досталось и боковым стенам, однако святыня устояла. Тогда же разорили и гробницу, в которой были похоронены 10 представителей рода Раецких. Местная детвора зимой каталась на гробах с высокой горы, а в школу на уроки биологии приносили кости и черепа.



К восстановлению храма приступили в начале 21 века. В 2003 г., когда ремонт был завершен, его освятили в честь Святой великомученицы Варвары. В июле 2017 года при участии архиепископа Новогрудского и Слонимского архиерея Гурия торжественно отметили двухсотлетие храма. Кульминацией торжества стала закладка юбилейной аллеи под символическим названием «200 лет и один день».

У подножия холма, на котором стоит церковь, расположена бывшая плебания. Местные жители утверждают, что от нее к храму ведет подземный ход. Настоятель храма отец Алексей Шишкир рад всем, кто приезжает в Райцу. Он мечтает вернуть ему прежний облик и по крупицам собирает сведения о Райце и ее владельцах. В церкви есть даже маленький музей, в котором можно увидеть и копию гравюры Наполеона Орды, и фотографию храма на острове Святой Елены, который, возможно, послужил прототипом для семейной усыпальницы Раецких.
1  2