20 января 2022 г.
Полюбовавшись достопримечательностями к северу и западу от Волковыска, двинемся теперь на всех парах на юго-восток от города по уже знакомой дороге Р44. Она, почти соприкасаясь с границей Беловежской пущи и плавно огибая ее, доставит нас прямиком к торжественной парадной браме Ружанской резиденции Сапег. А оттуда уже иными путями, через Слоним — Барановичи, будем возвращаться в Минск и опишем таким образом впечатляющую дорожную окружность в 600 км, что для одного дня совсем-совсем немало...
ИЗАБЕЛИН
В 10 км от Волковыска, при старом гостинце, располагается эта деревня, а в середине ХVIII столетия, на третьем веку своего существования, это было село Петухово, впоследствии — Крыштофово. Переименовали его в Изабелин в честь Изабеллы, дочери Яна Флеминга, тогдашнего владельца поселения. К тому времени село уже стало местечком, а в конце ХІХ века насчитывало почти 700 жителей (сегодня чуток меньше). Здесь проводились четыре раза в году однодневные кирмаши, раз в неделю — торги. В местечке действовали суконные, кожевенные, шляпные мануфактуры. По развитию промышленности небольшой Изабелин мог поспорить со многими белорусскими городами, а порой и превосходил их.
Ранее здесь действовали униатская церковь, костел, евангелическая кирха, синагога. Уцелели только церковь и костел — они смотрят друг на друга на площади в центре села. Причем судьба здешних святынь сложилась так, что нынешняя православная церковь — бывший костел, а нынешний костел — бывший кальвинистский сбор…
История последнего началась в 1778 году благодаря графу Грабовскому. Позже сбор передали католикам и освятили во имя святых апостолов Петра и Павла. Протестантское прошлое его и сегодня очевидно: костел суховат, аскетичен, почти лишен архитектурного грима как снаружи, так и внутри. Между тем его возводили в пору, когда буйствовало «виленское» барокко. Исключение все-таки сделали для лопаток, которые дробят плоскости главного и боковых фасадов, заключая между собой вытянутые арочные оконные проемы. Сурово-назидательное лицо храма оживляет восьмигранная шатровая башня-звонница над усеченным фронтоном.
Облик стоящей по соседству с костелом Михайловской церкви — ее истоки также в ХVІІІ столетии, а переделки завершились в 1920-х годах — близок к костелу: та же сдержанность декора, те же лопатки, та же звонница, «врезанная» во фронтон, но уже не восьмигранная, а четвериковая. Похоже, оба храма в их современном виде демонстрируют нам полное равнодушие к проявлению внешних форм своей конфессиональной принадлежности. Что поделаешь — так распорядилось время...
ПОДОРОСК
Бывший фольварк располагается на речной террасе правого берега реки Зельвянки. Известен он со второй половины ХVІІІ столетия уже как владение Чечотов, от которых позже перешел к Роману Бохвицу, сыну философа и писателя по призванию, адвоката по профессии Флориана Бохвица (1799—1856). Именно Роман капитально перестроил как усадебный дом, так и прилегающую к нему территорию.
Пейзажный парк охвачен кирпичной оградой. В нее ритмично вставлены приземистые квадратные столбы с забавными конусообразными колпаками. Великолепна парадная кирпичная брама, решенная в виде двух зеркально симметричных пилонов, обставленных колоннами, которые держат антаблемент. Проезд между пилонами, предназначенный для экипажей, замкнут металлической оградой. В самих пилонах устроены арочные входы. Миновав их, попадаешь на широкую, плавно изгибающуюся кленовую аллею. Вдоль нее слева и справа следуют хозяйственные постройки и флигеля, укрытые деревьями. Наконец аллея подводит посетителя к дворцу, а затем резко поворачивает в дальнюю часть парка.
Усадебный дом, перестроенный при Бохвицах, решен в стиле провинциального классицизма. Это одноэтажное, прямоугольное здание, накрытое высокой крышей с торцевыми «заломами». Точеные формы увенчанного треугольным фронтоном портика, который переходит внизу в аркаду и соединен плавными волютами с боковыми выступами-кулисами, придают всей композиции легкость и изысканность. Своим дворовым фасадом, оформленным террасой, дворец смотрит на реку (теперь озеро). Вблизи усадьбы уцелели постройки ХІХ века: кирпичная винокурня и деревянная водяная мельница.
Кроме того, сохранилась в Подороске также Троицкая церковь с элементами позднего барокко и классицизма. Ее построили как костел в 1776 году, а спустя 90 лет переделали в церковь. Совсем недавно, в 1990-х годах, возведенный в простых геометрических формах костел освящен во имя Божиего Милосердия и Св. Эльжбеты.
Однако вернемся к владельцам фольварка. После смерти Романа Бохвица усадьба перешла к его сыну Отто, последнему прямому наследнику знатного рода и последнему из потомственных владельцев усадьбы. Судьба Отто глубоко трагична: в 1939 году он был арестован и расстрелен. В советское время усадьба сменила немало случайных хозяев, часто нерадивых; затем долгое время пустовала и ветшала.
Теперь она является частным владением, и тут идут обширные реставрационные работы: создается музейный комплекс, основная цель которого — представить белорусскую шляхту как особое сословие.
«Мне кажется, посетителям будет интересно посмотреть, как жила шляхта, что она делала, как проводила время» — так вкратце обозначил свои намерения нынешний владелец усадьбы, российский бизнесмен с белорусскими корнями Павел Подкорытов.
Не станем утруждать читателя подробностями восстановительной эпопеи — а это отдельный и по-своему более чем занимательный сюжет, — заметим только, что сама идея первого в Беларуси музея шляхты замечательна сама по себе! Ведь это сословие было очень многочисленно на наших землях по сравнению, скажем, с российским дворянством или западноевропейской аристократией.
Историки утверждают, что шляхта в ВКЛ во времена Речи Посполитой составляла до 10% населения края (тогда как у соседей на западе и востоке и до 1% не доходило). Вот оно, государство «золотых шляхетских вольностей»! Шляхта определяла развитие державы во всех сферах: в политике, в экономике, в культуре, в поведенческих традициях, в быту — словом, воистину творила нашу историю в самом широком смысле слова.
Скажем прямо: мы заждались такого музея! И будем надеяться, что обо всем этом и будет должным образом рассказано именно здесь, в исконно шляхетском гнезде, а не в каком-то городском музее с экспонатами в витринах и на стеллажах.
Аромат старинной усадьбы Чечотов — Бохвицев, сохраненный теми, кто ее опекает ныне, воистину дорогого стоит. И продешевить никак нельзя, чтобы не скомпрометировать саму идею. Ну а поприсутствовать «здесь и сейчас» при рождении музея, узнать все из первых рук как раз, даже прикоснуться к артефактам и позволяет экскурсия «Волковысские россыпи» https://viapol.by/assembly/1.21.htm. Ждем Вас, любители истории и путешествий!