17 июня 2021 г. По землям былого Ошмянского повета проходят многие экскурсии «Виаполя». И неспроста! Природа наделила этот край ландшафтами завораживающей, элегической красоты: плавные перекаты Ошмянской возвышенности побуждают дороги то с натугой взбираться на холмы, то плавно спускаться с них. Следуя этими нескучными дорогами, путешественнику только и остается, что без устали любоваться удивительно изменчивыми пейзажными картинами с интригующими вкраплениями в них силуэтов костелов, церквей, монастырей, деревенских усадеб, хуторов…
Ну вот и Ашмянá — имя города его старожилы произносят с обязательным ударением на последнем слоге! На скрижалях истории Ошмяны впервые упомянуты в 1341 году. Тогда поселение принадлежало великому князю Гедимину, по смерти которого последовательно переходило к его сыновьям — носителям великокняжеской митры Явнуту и Ольгерду, а затем — к увенчанному королевской короной внуку Ягайло.
ЧУДО-ПОВЕТ И СРЕДНЯЯ ЛИТВА
В этом вотчинном владении Ольгердовой ветви Гедиминовичей в 30-х годах ХV столетия происходили воистину судьбоносные события. Разразилась изнурительная и ужасная по своим жертвам «домашняя» война (историки нейтрально назовут ее «феодальной») между Свидригайло Ольгердовичем и Сигизмундом Кейстутовичем — и Ошмяны превратились в авансцену, на которой разворачивалась эта длившаяся семь лет кровавая драма!
А началось все с того, что великий князь Свидригайло, занявший трон в Вильне после смерти Витовта, поехал в Брест к брату-королю Ягайло на переговоры и решил задержаться в своей провинциальной резиденции — Ошмянском замке. Здесь 1 сентября 1432 года на него и напали сторонники Сигизмунда, совершив тем самым государственный переворот и низложив великого князя, едва спасшегося бегством в Полоцк. Но в плен попала его семья. Собрав значительные силы, одержимый местью Свидригайло вновь двинулся на Ошмяны, где его ждало, однако, полное поражение 8 января 1433 года. Сигизмунд Кейстутович торжествовал победу, да вот тешился он властью недолго: через 7 лет пал от рук заговорщиков. Свидригайло пережил своего врага-кузена на 12 лет и завершил жизнь, полную фантастических взлетов и сокрушительных падений, на Волыни, когда ему было уже за восемьдесят…
Между тем внучатый племянник Свидригайло — король и великий князь Александр Ягеллончик в 1505 году пригласил в Ошмяны монахов францисканцев, которые разместились там, где ранее находилась великокняжеская резиденция, ставшая живым свидетелем описанных выше событий. До наших дней от былой францисканской обители дошли лишь руины кирпичного костела, возведенного в 1822 году. Со временем эта древняя часть города на правом берегу реки Ошмянки получила название Старые Ошмяны.
А новый центр стал формироваться на левом берегу реки, и его назвали Новыми Ошмянами. Там построили ратушу для городского магистрата. Магдебургское право Ошмяны получили в 1566 году, и тогда же был образован Ошмянский повет — самый крупный в столичном Виленском воеводстве. Город и в самом деле стал столицей, причем обширнейших владений — общей площадью около 16 тысяч кв. км! В повет вошли — частично или полностью — территории четырнадцати сегодняшних районов трех областей Беларуси. А кроме того, за поветом значились земли, ныне находящиеся в Литовской Республике. Ну чем не государство в государстве! Повет оказался к тому же долгожителем отечественной истории: он просуществовал почти четыре века, благополучно пережив и ВКЛ, и Речь Посполитую, и Российскую империю!
В межвоенную пору, в 1920-х годах, Ошмяны, как в омут, попали в бурный водоворот событий. Казалось, вернулись времена пятисотлетней давности, когда тут, не щадя живота своего, дрались за трон, за эти земли члены великокняжеской династии Гедиминовичей. Теперь сражение велось уже за Виленский край, и число претендентов на него неизмеримо возросло…
В чьи руки попадет это сладкое яблоко раздора? На него имели виды многие, но в результате сложных военно-политических манипуляций уроженец Ошмян генерал Люциан Желиговский 9 октября 1920 года провозгласил так называемую Среднюю (Срединную) Литву со столицей в Вильне. В это государственное образование, площадью в 10 тысяч кв. км, вошли и земли Ошмянского повета, к тому времени уже существенно урезанного в своих размерах. Средняя Литва чеканила свою монету, выпускала свои почтовые марки, имела свои награды (ордена). Ее населяло более полумиллиона человек. В ней действовало правительство, в которое вошли видные деятели белорусского Возрождения ХХ века: Бронислав Тарашкевич, Антон Луцкевич, Адам Станкевич и др.
Просуществовала Средняя Литва менее полутора лет. На торжественном заседании Учредительного сейма в Варшаве 24 марта 1922 года был подписан «Акт соединения Виленской земли и Польши». Судьба Виленского края и Ошмянского повета была вроде бы решена, однако далеко не окончательно, как показали дальнейшие события.
С началом Второй мировой войны границы перемещали тут еще не раз и не два… В 1940 году вместо повета был образован Ошмянский район. Его нынешняя территория составляет лишь 13-ю часть былого чудо-повета — около 1220 кв. км. А в 1991 году здесь прошла государственная граница Беларуси и Литвы. До нее, то есть до КПП «Каменный Лог», всего-навсего минут 10 езды от Ошмян…
РЫНОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ — СЕРДЦЕ ОШМЯН
Все здешние дороги завязала в тугой узел бывшая Рыночная площадь. На ней ранее стояла деревянная ратуша, размещались торговые лавки, корчмы, почтовый двор… С ХVI века площадь собирала вокруг себя наиболее представительную застройку поветового центра.
Сегодня у этой площади, увы, нет своего имени. Она очерчена улицами, по периметру которых расположилась хоть и разнохарактерная, но по-своему гармоничная одно-, двухэтажная рядовая застройка. Среди нее выделяются масштабом и высотой две святыни: стройный, высокорослый костел и осанистая церковь.
Костел Св. Михаила — блестящая иллюстрация стиля «виленского» барокко в его необарочной интерпретации. Парящие над площадью пятиярусные башни изысканного силуэта подобны двум белым тонким свечам, обозреваемым далеко окрест. При подъезде к городу с любой стороны они — великолепный для путешественника ориентир городского центра. Надпись на латыни над входом в храм «TE DEUM LAUDAMUS» («Тебя Боже хвалим»), взятая из христианского гимна IV века, придает истинно пафосное настроение устремленному к небесам костелу…
Церковь Воскресения Христова сооружалась в Ошмянах в тех архитектурных формах, что стали господствовать в Беларуси после поражения восстания 1863—1864 годов. И геометризованно-рубленые формы церкви не в состоянии соперничать с эмоциональной пластикой рядом стоящего костела — этой безусловной доминантой города.
Сохранилась в Ошмянах и рядовая застройка рубежа ХIX—XX веков. Ну а здешнюю синагогу с живописной трехступенчатой крышей и остатками прежнего богатого внутреннего убранства ныне опекает со вкусом оформленный местный краеведческий музей, в котором логичнее всего завершить прогулку по улочкам старинной Ашмяны.
|
22 марта 2018 г. Или то, что зримо мне, Всё есть только сон во сне? Эдгар По
Будем откровенны: люди жутко любят рассказы о призраках, привидениях, выходцах с «того света» и о прочих зловещих фантомах. Как бы эти легенды порой ни леденили кровь и ни заставляли бешено биться сердце, а — вот поди ж ты! — страстно хочется оказаться в «царстве теней», разузнать подробнее, как да что там происходит, — словом, заглянуть за горизонт быстротечной жизни нашей — в жизнь вечную, загробную, таинственную...
В самом деле, стоит иному экскурсоводу от избытка чувств лишь заикнуться о Черной Панне в Несвиже или о Белой Даме и чернеце у руин Гольшанского… да нет же, «Черного замка Ольшанского», — как тотчас загораются глаза экскурсантов, совсем потухшие было от обилия исторических фактов, имен, дат, которые только что обрушивались могучим словесным потоком из уст того же самого рассказчика…
Правда, кое-кто сразу же резко возразит как отрежет: «Да будет вам чудить, выдумки это, побасёнки!» Однако такого Фому-неверующего еще Гоголь в свое время испепелил глаголом: «Побасёнки!.. Но мир задремал бы без таких побасёнок, обмелела бы жизнь, плесенью и тиной покрылись бы души». Ну, а что сказал бы в сердцах такому Фоме ровесник Гоголя — американец Эдгар По, мастер «литературы ужасов», который после кончины сам стал привидением в собственном доме в Балтиморе, где теперь устроен музей привидений, — так вот, что сказал бы он — уж лучше к ночи и не вспоминать! Откройте-ка на досуге его знаменитую поэму «Ворон»…
А теперь, нагнав страху немерено, поговорим о грозном и завораживающем призраке пани Ядвиги, что бродит и доныне у «Черного шляха» — вот уж пятьсот лет! Об этом историческом персонаже в 1998 году поведал в своей историко-детективной повести «Черный шлях» Константин (Кастусь) Тарасов, с которым судьба свела меня тогда, когда его уже по праву именовали «талантливым продолжателем литературной традиции Владимира Короткевича», «знатоком истории, ее материального мира вместе с тайными движениями человеческой души».
В 2008 году в издательстве «Рифтур» возник многообещающий проект серии «Путеводитель-детектив», в котором мы должны были выступить дуэтом: Константин Иванович в качестве автора новеллы или повести, а ваш покорный слуга — как комментатор исторических коллизий предложенных сюжетов. К великому сожалению, проект так и не был реализован, но знакомство с К. Тарасовым стало для меня незабываемым подарком! Вот тогда-то и родился нижеследующий комментарий к «Черному шляху»…
В повести «шлях» обозначен как участок старинной дороги от Ошмян к Вильне. При этой дороге, в описываемые автором 1501–1507 годы, стояли Медники (ныне Мядининкай) со средневековым замком ХIII столетия — его можно увидеть и теперь, следуя из Минска в Вильнюс. Прежде этот замок, вместе с соседним Кревским, входил в систему своеобразного оборонительного щита, воздвигнутого нашими предками на пути немецких рыцарей. Суровый облик этой цитадели, сложенной из камня и кирпича, с оборонительной башней, прежде достигавшей в высоту 30 метров, предстает перед глазами путешественников всякий раз, едва лишь промелькнет государственная граница, появившаяся здесь в начале 1990-х годов.
И хотя в наши дни параллельно старой дороге пролегла современная автомагистраль М7/Е28, шлях по-прежнему не забыт: он кружит, ведет от одной деревни к другой. А на полпути от Ошмян к Медникам, неподалеку от нынешних придорожных деревень Ровное Поле и Журавы, некогда стоял двор Ядвиги Русиновской — главной героини повести.
…Начало ХVI столетия было, мягко выражаясь, не самым спокойным временем в отечественной истории. Главой государства, объединившего благодаря Кревской унии (1385) земли Великого княжества Литовского и Королевства Польского, был в ту пору внук Владислава-Ягайло — Александр. Слабовольный и болезненный, он не смог активно противостоять экспансионистским устремлениям своего восточного соседа — Великого княжества Московского и его правителей: великого князя московского Ивана III, «собирателя земель русских», и его сына Василия III. При них окончательно распалась Золотая Орда и завершилось объединение русских земель под скипетром Москвы.
После сокрушения (1453) турками «Второго Рима» — столицы Византии Константинополя — призрак «Третьего Рима», уже московского, туманил головы этих правителей, которые мнили себя законными наследниками «империи Рюриковичей», а потому вели одну за другой войны с ВКЛ. «Политическая» женитьба Александра на старшей дочери Ивана III — Елене не только не принесла желанного мира, но и еще сильнее осложнила отношения противоборствующих монархов. Более того, после смерти Александра Василий III настойчиво, хотя и безрезультатно, добивался для себя титула великого князя литовского. В борьбу между Вильней и Москвой по инициативе последней были втянуты силы Крымского ханства. В 1505 году крымчаки-татары дошли до Слуцка, Минска, Лиды, Новогрудка, угнали в плен десятки тысяч человек…
Войны, разорение шляхетских и крестьянских дворов породили в стране анархию и всплеск преступности — судебные документы того времени красноречиво об этом свидетельствуют. Колоритная фигура разбойницы Русиновской, оказавшись на виду у современников, не затерялась в архивах даже много-много столетий спустя, что и неудивительно: ведь безжалостным вершителем судеб человеческих на «Черном шляхе», по воле житейских обстоятельств, стала знатная шляхтянка да к тому же — очень красивая женщина…
Благодаря отточенному перу Константина Тарасова можно легко перенестись на пятьсот лет назад в те места, где залихватски орудовала своим грозным чеканом Ядвига с лицом, «как у ангелов на образах», пока на ее преступном пути не вырос судья Ванькович…
Разумеется, пересказывать острый сюжет, мастерски выстроенный автором на документальных свидетельствах, — занятие совсем пустое. Куда лучше взять в руки книгу! Тем более что белорусский вариант повести (под названием «Здань Чорнага шляху») в 2016 году вышел в минском издательстве «Попурри». А еще ранее, в 2008 году, по мотивам повести Константина Тарасова драматург Алексей Дударев написал пьесу «Ядвига», поставленную на сцене Национального академического театра им. Янки Купалы.
Итак, дорогой читатель, если вы при случае поедете в Вильнюс или вдруг станете просто колесить по околицам Ошмян, где сохранилось столько чудесных памятников, включенных в маршруты «Виаполя» (загляните, например, в наш «Путеводитель»), то не забывайте при этом о жестокосердной красавице — пани Ядвиге. Она ведь по-прежнему обитает в тех краях! А народ неспроста говорит: чем черт не шутит, пока бог спит…
|