2 сентября 2019 г.
Из Минска в глубину Полесья прямиком ведет обновляемая сейчас просто на глазах дорога Р23 протяженностью почти в 200 км, которую пополам делит Слуцк. Об исторической значимости этого древнего города исчерпывающе говорит лишь один штрих: потрясающий долгожитель ― Слуцкое княжество пережило все наши феодальные княжества, а заодно и Киевскую Русь. Просуществовав шесть веков (!), оно вобрало в себя огромный пласт прошлого и культуры Беларуси. Давайте заглянем в этот пласт — что там? Вначале — читаем текст Анатолия Вараввы, а затем — отправляемся с ним на одну из экскурсий по родной Беларуси... https://viapol.by/belarus.htm
«ТЫ ЛЬ ЭТО, НЕМАН ВЕЛИЧАВЫЙ?»
На 56-м километре дорога Р23 («Слуцкі гасцінец», как ее именовали в прошлом) подходит к перекрестку, от которого уже рукой подать до Узды и истока Немана ― тут он еще именуется Неманцем и лишь у деревни Песочное, приняв воды Усы и Лоши, получает свое громкое имя. Отсюда отправляется Неман в долгий, почти тысячекилометровый путь к Балтике…
Первое упоминание об Узде относится к 1450 году (хотя при въезде в город можно и сегодня увидеть старую неверную дату — «1494»). В ту далекую пору это был двор крупных феодалов Корсаков, чьи основные владения располагались на Полотчине. С ХVI века Узда перешла к Кавечинским, происходившим из Польши, а в 20–30-х годах ХVII столетия ― к Завишам, древнему белорусскому шляхетскому роду, известному с ХV столетия.
В 1572 году, когда Уздой владели Кавечинские, тут побывал активный деятель белорусской Реформации Сымон Будный. Здесь написал он вступление к Новому Завету, переведенному им же на польский язык. Начали издавать эту книгу в Несвиже в 1563 году. Затем Будный усовершенствовал перевод, дополнив его Ветхим Заветом. Закончено издание Библии, очевидно, уже в Узде или в имении Кухтичи, неподалеку от Узды.
КУХТИЧИ МАГДАЛЕНЫ РАДЗИВИЛЛ
В это же время в Кухтичах (теперь это поселок Первомайский) Матей Кавечинский, несвижский староста, возводит кальвинистский сбор. Храм был решен как двенадцатигранный объем, а внутри представлял собой ротонду — круглый зал. С запада был устроен входной объем, к которому примыкали цилиндрические башни. Из них можно было попасть в звонницу.
В конце ХVIII века здание, к тому времени уже побывавшее костелом, было перестроено итальянским архитектором Карлом Спампани для фамильной усыпальницы Завишей, которую в конце 1930-х годов разграбили. Сейчас храм стоит, увы, заброшенным…
С Кухтичами связана биография Магдалены Радзивилл (1861―1945). Урожденная Завиша, в первом замужестве Красинская, она вторым браком сочеталась с Миколаем Радзивиллом и прожила с ним в любви и согласии лишь 8 лет (муж погиб в начале Первой мировой войны). Кухтичи при Магдалене Радзивилл стали настоящим культурным очагом белорусского Возрождения. Здесь бывали известнейшие личности: Вацлав Ивановский, братья Иван и Антон Луцкевичи, Роман Скирмунт, Александр Власов…
Владелица Кухтичей способствовала белорусизации костела, изданию газет «Наша Ніва», «Беларус», книг Максима Богдановича, Констанции Буйло, Ядвигина Ш. Она финансово поддерживала БНР, мечтала о независимости родной Беларуси. Треть жизни, начиная с 1918 года, Магдалена вынуждена была провести в эмиграции и умерла монахиней в Швейцарии, в монастыре города Фрибурга, в возрасте 84 лет. 17 февраля 2018 года ее прах был перезахоронен в минском костеле Св. Троицы (Св. Роха) на Золотой Горке.
УЗДЕНСКОЕ ГНЕЗДО ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Но вернемся из Кухтичей опять в Узду. В 1798 году Казимир Завиша возводит тут деревянный костел Св. Креста. Позже к нему добавили кирпичную апсиду и ограду. Сейчас в костеле размещается Дом культуры (получилось воистину по Николаю Бердяеву: «Вся культура — из культа»!). А ранее, 12 мая 1843 года, в этом храме был крещен отец Янки Купалы ― Доминик Луцевич. Кстати, родословная Луцевичей берет свое начало на землях Узденщины и Столбцовщины. Отсюда родом прадед, дед и отец Купалы. Из-под Столбцов его мать Бенигна, урожденная Волосевич.
Дед поэта, Онуфрий Луцевич, на протяжении 20 лет пытался документально подтвердить свое шляхетство, но так и не смог этого сделать до своей смерти в 1882 году, когда уже появился на свет будущий корифей белорусской литературы. В драме «Раскіданае гняздо» и в поэме «За што?» Купала отобразит эти события семейной истории. Литературоведение советской поры немало потрудилось над тем, чтобы представить Купалу читателям как выходца из так называемых «глубин народа», хотя одного взгляда на портреты песняра достаточно, дабы понять: его знаменитое «Я мужык-беларус…» лично к нему отнести никак нельзя…
Из Узденщины прорастают корни и многих других наших литературных знаменитостей ХХ столетия, таких как Кондрат Крапива, Павлюк Трус, Петро Глебка, Иван Гурский, Лидия Арабей... А вот начать этот перечень надобно с известнейшего в ХІХ веке имени Фаддея Булгарина, ибо родился он всего в 10 км от Узды в имении Пёрышево (ныне деревня Пырашево, расположенная прямо при дороге Р68).
Издатель первой литературно-политической ежедневной газеты в России «Северная пчела», которая выходила феноменальным — по тогдашним да и по теперешним временам — тиражом в 10 тысяч экземпляров (!) и почти сорок лет разила своим критическим жалом многих. Последние, конечно же, не простили Ф. Булгарину, как при его жизни, так и спустя долгие годы после смерти, ни этой газеты, ни его острого, а порой — хлесткого слова. Известен он и как пионер авантюрно-детективного романа в России, как литературный и театральный критик, как блестящий журналист, полемист, фельетонист и, наконец, как истинный патриот-литвин… Его роман «Иван Выжигин» (1829) — первый в России бестселлер! — был переведен при жизни автора на десяток иностранных языков. Что до негативных политических коннотаций, связанных с его именем, — время давно вынесло им свой приговор, отделив зерна от плевел…
Говоря о замечательных людях Узденщины, непременно стоит вспомнить и Якова (Якуба) Наркевича-Иодко (1848―1905). За свои 57 лет он так разносторонне и неизменно талантливо проявил себя, что теперешние энциклопедии аттестуют его как природоведа, изобретателя, медика, музыканта…
Завершая рассказ об Узде, упомянем и о том, что в городе сохранилась интересная каплица-усыпальница Завишей, сооруженная в конце ХIХ века из кирпича и бутового камня в форме... египетской пирамиды. Действует тут также Петро-Павловская церковь (1905), решенная в ретроспективно-русском стиле.
ЗАМОСТЬЕ: ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ СВЯТЫНИ
Пройдя 80 км от Минска, Cлуцкий тракт встречается с шоссе на Осиповичи (Р91), а в трех километрах от этого перекрестка находится бывшее имение, ныне село Замостье, в котором сохранился кальвинистский сбор первой половины ХVII века. Как и храм в Кухтичах, это один из немногих уцелевших до наших дней примеров подобных построек. И к тому же, пожалуй, самый таинственный из них…
Известно, что он был основан местным шляхтичем Андреем Самуилом Винкой-Ратомским в 1620 или, вероятнее всего, в 1649 году. В ту пору Слуцким княжеством и, соответственно, Замостьем владел Богуслав Радзивилл (1620―1669) — князь Священной Римской империи, великий конюший ВКЛ, впоследствии — фельдмаршал Швеции, генерал-губернатор Герцогства Пруссия, руководитель евангелической общины ВКЛ, да к тому же один из самых богатых магнатов и, наконец, просто «светский лев»…
Это был человек нового времени. При нем Слуцк оставался последним оплотом протестантизма в Беларуси. Сам князь сочинял религиозные гимны, изданные в 1723 году в Гданьске. Он был мастером эпистолярного жанра, меценатом, собирателем живописи. Кроме того, считался неплохим архитектором и художником. Учитывая столь разносторонние интересы Богуслава Радзивилла, невольно задумаешься над тем, а не он ли приложил руку к созданию этого чудом уцелевшего кальвинистского сбора в Замостье…
Правда, после смерти Богуслава (он был похоронен в кафедральном соборе Кёнигсберга) сюда прибыли иезуиты ― и сбор стал костелом, а с 1865 года ― церковью. После 1917 года здание использовалось для культурных и хозяйственных нужд. В 1990-х годах бывший сбор вновь превратился в костел, обретя имя Св. Барбары. Таковы превратности непростой судьбы этой почти четырехсотлетней святыни…