RU
Главная / Блог о путешествиях
 
 
Путеводитель
Поселения
Выдающиеся личности
Блог о путешествиях
26 сентября 2019 г.
Продолжим рассказ о судьбе бывшего Кармелитского монастыря в Засвири. Сейчас эти руины, заросшие травой и кустарником, представляют собой печальное зрелище. Но возродился храм, ставший одним из мест памяти священника Казимира Свояка. Возможно, со временем восстановят и здание монастыря, и тогда слова Казимира Свояка — “Сontra spem spero” (надеюсь вопреки надежде) — станут пророческими. Приглашаем на экскурсии по Беларуси с посещением Засвири https://viapol.by/belarus.htm


С октября 1920 года по март 1922 года Засвирь находилась в составе государства Средняя Литва, о создании которого провозгласил генерал Люциан Желиговский, заняв Вильню. Новые власти стали возвращать католикам отнятые прежде храмы. В конце 1920 года настоятелем костела Святой Троицы в Засвири стал ксендз Константин Степович, более известный под псевдонимом Казимир Свояк. Он одним из первых (еще в 1915 г., служа в Клющанах) стал использовать в проповедях белорусский язык, собирал фольклор, организовывал лекции и литературные вечера. Во многом благодаря ему еще в 1916 г. в Клющанской парафии были открыты семь белорусских школ.



Назначение в Засвирь Казимир Свояк получает после возвращения из Закопане, где он лечился от туберкулеза. Годы, проведенные в Засвири, стали наиболее плодотворными в его литературной и национально-религиозной деятельности. Начиная с 1919 г. его стихи печатаются в белорусских изданиях, а в 1924 г. в Вильне увидел свет его единственный прижизненный сборник стихов “Мая ліра”. В 1925 году Казимир Свояк подготовил молитвенник для белорусов-католиков “Голас душы”, иданный в Вильне в 1926 г.



Казимир Свояк хотел, чтобы сборник “Мая ліра” проиллюстрировал Язеп Дроздович в духе картины “Погоня”. Свою просьбу он изложил в одном из писем к художнику, однако по каким-то причинам его мечта не сбылась. Язеп Дроздович часто гостил в Засвири у Казимира Свояка. Они много беседовали о белорусском искусстве, литературе, истории. Дроздович занимался археологическими исследованиями в окрестностях Засвири, раскопал курган, а находки передал в Виленский белорусский историко-этнографический музей имени Ивана Луцкевича. По воспоминаниям Бернарда Степовича, Дроздович подарил его брату несколько символических рисунков. Здесь, в Засвири, в 1924 году он сделал эскиз фрески для монастыря. На рисунке образ молодой женщины, которую душит какое-то чудовище в конфедератке. Арсень Лис в своей книге “Вечны вандроўнік”, посвященной Язепу Дроздовичу, пишет, что здесь просматривается прямая ассоциация “жанчыны з заняволенай Радзімай, Заходняй Беларуссю”.



Однако здоровье Казимира Свояка стремительно ухудшалось, прогрессировал туберкулез. 13 июня 1925 г. он сделал запись в дневнике: “Здароўе маё горш: боль у правых грудзях колькі дзён не ўступае. Эх ты, доля-доля! Аднак: “Contra spem spero” (Проціў надзеі надзеюся) ”.
Свою роль в ухудшении его здоровья сыграли не только суровые условия жизни в Засвири (толстые, влажные стены монастыря, никогда не прогревавшиеся, холод), но и моральные удары: из-за доноса последовал запрет на служение на белорусском языке, был проведен обыск с целью изъятия белорусских книг. Все больше времени Казимир Свояк проводит в Закопане. Зимой 1926 года он просит своего брата Альбина и ксендза Адама Станкевича забрать его домой. Из поезда в Вильне Казимира Свояка выносили на руках. 8 мая 1926 года его похоронили на клабище Росса. На памятнике, открытом в 10-ю годовщину смерти, слова из его стихотворения “Гімн роднай зямлі”:

…Ідзе вось ясная пара,
Прывіду сьвеціць нам зара,
Айчызна-Маці-Беларусь,
Гарой, жыва!



Еще в 1990 г. во время визита в Ватикан профессор Адам Мальдис внес предложение причислить Казимира Свояка к лику блаженных. В 2010 году к 120-летию со дня рождения на родине поэта-священника в деревне Барани Островецкого района открыт музей. Именем Казимира Свояка названа одна из улиц в Островце. В костеле Святой Троицы в Засвири в 2007 году была установлена мемориальная доска в его честь.



После Великой Отечественной войны в здании монастыря находилась школа, жили оставшиеся без крыши над головой люди. Костел был закрыт в 1946 г., его возрождение началось только в 1990 г. благодаря ксендзу Войцеху Леманскому. В интерьере святыни три алтаря, в главном находится образ Святой Троицы, в правом — Дева Мария, в левом — Святой Иосафат.



Образ святого Иосафата (Кунцевича) не случайно присутствует в костеле. Будучи сторонником унии, ксендз Константин Степович считал своим долгом почтить память униатского святого в своем храме и даже учредил местный “фэст” в его честь 16 ноября. Молодой талантливый художник Ракицкий — член “Союза Свояков” из Клющан, часто гостивший у ксендза Степовича, по его просьбе написал образ святого Иосафата для главного алтаря костела. А еще, по воспоминаниям брата Константина Степовича Бернарда, Ракицкий оживил унылые монастырские стены, сделав углем увеличенные копии фотографий Яна Булгака. На стенах в комнате Константина Степовича появились белорусские пейзажи, а грубое зеленое оконное стекло монастырских коридоров украсили цветные орнаменты.



Сейчас руины монастыря, заросшие травой и кустарником, представляют собой печальное зрелище. Но возродился храм, ставший одним из мест памяти Казимира Свояка. Возможно, со временем восстановят и здание монастыря, и тогда слова Казимира Свояка — “сontra spem spero” — станут пророческими.
23 сентября 2019 г.
Путешествуя по Нарочанскому краю, стоит почтить своим вниманием маленькую деревеньку Засвирь, расположившуюся на берегу озера Свирь. На окраине деревни, на улице Озерной сохранился овеянный легендами костел святой Троицы — один из ярких памятников в стиле “сарматского” барокко. Об этом стиле и об истории Засвири пойдет речь и в этой статье, и в наших экскурсиях по Нарочанскому краю https://viapol.by/assembly/4.1.htm с посещением Засвири



Сарматизм — шляхетская идеология, доминировавшая в Речи Посполитой в XVI-XIX веках. О понятии «Сарматизм» впервые написал польский историк Ян Длугош, живший в XV веке (1415—1480). В эпоху Возрождения вместе с интересом к античности распространилось отождествление наций с древними народами, упоминаемыми в трудах античных классиков. Согласно трудам Птолемея Восточная Европа к востоку от Германии (между Вислой и Волгой) называлась Сарматией. Сарматским морем называлось Балтийское море, а Сарматскими горами — Карпаты. Если обитавшие там ранее скифы славились своей дикостью и пьянством, то сарматы считались прародителями европейского рыцарства.

Согласно “сарматского” генеалогического мифа, шляхетское сословие Речи Посполитой своими предками считало отважных и независимых сарматов. Расцвет “сарматизма” пришелся на вторую половину 17 века, когда он стал шляхетским мировоззрением, культурой и укладом жизни. Для него характерны набожность и жертвенность в пользу костела, гостеприимство, ношение дорогой одежды и аксессуаров (кунтуш, жупан, пояс восточного типа), богато украшенного оружия. Под влиянием идеологии “сарматизма” меняется и стилистика национальной архитектуры. В 1659 г. в Кракове был издан первый местный трактат по архитектуре, автор которого (оставшийся неизвестным) утверждал, что каждый народ должен строить согласно своему “небу и обычаю”, т.е. географическому региону и укладу жизни. Силуэты храмов, построенных в стиле сарматского барокко, массивны, иногда они напоминают миниатюрные крепости, их декор нарочито строг. В оформление фасадов вводятся ренессансные, готические и даже романские элементы. Лаконичное оформление фасадов зачастую контрастирует с пышным лепным интерьером. Впоследствии — в середине 17-го века, примитивизация барочных форм вышла из моды, на смену аскетичному сарматскому пришло пышное виленское барокко.

В архитектуре Беларуси носителями сарматского мировоззрения стали “нищенствующие ордена”, в том числе и кармелиты, обосновавшиеся в Засвири. Орден Пресвятой Девы Марии с горы Кармель был основан в середине 12 в. в Палестине монахами, поселившимися у источника святого Илии на горе Кармель. Учредителем ордена считается крестоносец Бертольд Калабрийский. Согласно уставу ордена, утвержденного папой Гонорием III в 1226 г., монахи должны были жить в отдельных кельях в послушании, бедности, чистоте и молчании, соблюдать строгий пост. Во второй половине 16 века в результате реформаторской деятельности Терезы Авильской и Иоанна Креста произошло разделение ордена на кармелитов обутых, не принявших реформу, и босых. Орден кармелитов босых был утвержден папой Клементом YIII в 1593 г., их устав отличался более строгими требованиями. Первый костел кармелитов в Великом княжестве Литовском был основан Николаем Николаевичем Радзивиллом в 1506 г. в Вильне в честь победы над татарами в Клецкой битве. На территории современной Беларуси первый кармелитский монастырь основал около 1620 г. в Мстиславле Крыштоф Сапега.



Архивные документы свидетельствуют, что 19 июля 1697 года маршалок ошмянский, великий писарь литовский Крыштоф Зенович и его жена Ядвига из Швыковских подписали фундуш на строительство монастыря кармелитов в Засвири. Двухбашенный костел Святой Троицы возвели из кирпича в 1713-1714 гг., а спустя некоторое время деревянный монастырский корпус заменили одноэтажным кирпичным.

Построенный в стиле “сарматского” барокко костел как будто возвращает нас в эпоху рыцарских замков. Башни на главном фасаде и пристройка у входа, напоминающая барбакан, придают храму суровый вид.





Справа от костела сиротливо стоит каменная монастырская брама, а рядом с ней квадратная в плане звонница, накрытая четырехскатной крышей. На первом ярусе звонницы ниша — костница. Слева от храма сохранились руины монастыря.



В середине 18 века в монастыре кармелитов обутых в Засвири было 20 монахов. Он считался одним из самых крупных на землях Великого княжества Литовского. Роковую роль в его судьбе сыграли восстания 19 века, послужившие поводом для репрессий. В 1832 г. был закрыт монастырь, костел стал приходским, а в 1866 г. его передали православным. Местные жители рассказывают легенды о том, что в 1863 г. в подвалах бывшего монастыря находились попавшие в плен повстанцы Кастуся Калиновского. Пленники сумели сбежать, воспользовавшись тайным подземным ходом.



Во время Первой мировой войны деревня Засвирь была занята кайзеровскими войсками, в бывшем монастыре и в самом храме находился немецкий госпиталь. Умерших от ран солдат хоронили рядом с костелом. Кладбище сохранилось до наших дней.





О дальнейшей судьбе храма и ее настоятеля — в нашей следующей статье.
Читайте Блог Виаполя и путешествуйте по Беларуси, господа!

23 мая 2019 г.
Расположившись на границе двух районов (Мядельского и Сморгонского) и двух областей (Минской и Гродненской), эти два озера, соединенные друг с другом рекой-протокой Смолка, собрали вокруг себя удивительно красочные пейзажи и любопытные своей историей, примечательные эффектными архитектурными памятниками населенные пункты: Вишнево, Засвирь, Шеметово. Прогуляемся по их старинным улицам. А посмотреть на маршруте эти места приглашаем 28 июля на экскурсии «Голубое ожерелье Нарочанского края» https://viapol.by/assembly/4.1.htm (Мядель — оз. Нарочь — д. Нарочь — "Голубые озера" — Засвирь — Шеметово)

ВИШНЕВО


Вишнево — родина известного композитора-симфониста, скрипача, дирижера, критика, музыкального деятеля Мечислава Карлóвича (1876—1909). В феврале этого года исполнилось 110 лет со дня его трагической гибели в Татрах, куда Мечислав — ко всем своим талантам еще и страстный альпинист, и фотограф-художник — отправился снимать заснеженные горы… А родился он в семье популярного в научной среде лингвиста, этнографа, фольклориста, музыковеда Яна Карловича (1836—1903), который в 70—80-х годах XIX столетия жил и работал в Беларуси, преподавал музыку в Вишневе, собирал народные сказки, песни и другие фольклорно-этнографические материалы.

Долгие годы Ян Карлович переписывался с Элизой Ожешко, Адамом Гуриновичем, Александром Ельским, дружил с Франтишеком Богушевичем, которому помог издать в Кракове сборник поэзии «Дудка беларуская» (1891) и рассказ «Тралялёначка» (1892) . В свою очередь Богушевич, занимаясь адвокатской практикой, одно время исполнял обязанности опекуна вишневского имения, которое досталось Яну Карловичу как приданое его жены Ирены, урожденной Сулистровской.

Большой и уютный дом Карловичей, увы, не сохранился — разрушен в Первую мировую войну. Стоял он на берегу Вишневского озера в окружении оранжерей, цветников и большого, частично уцелевшего доныне парка. Современники недаром называли этот дом «таинственным», «сказочным»: в нем царила возвышенная атмосфера искусства, устраивались музыкально-литературные вечера, бывали именитые гости…



В нем же прошли детские годы Мечислава. В этот дорогой ему родительский дом он приезжал, уже став известным композитором. Подрастая в семье, где ценились белорусское слово, песня, история народа, Мечислав Карлович впоследствии отдал должное краю, в котором появился на свет, в своем творчестве: в симфоническом триптихе «Извечные песни» (1906) и, особенно, в «Литовской рапсодии» (1906) он использовал несколько примеров белорусского музыкального фольклора.

Карловичи были ревностными прихожанами здешнего костела Св. апостола Иуды Тадеуша (Фаддея). Построенный в 1811—1820 годах в стиле классицизма, храм располагается на холме, в окружении кряжистых деревьев, и словно парит над древним селом, покоряя своим живописным обликом. У костела отличные пропорции. Его фасад решен в виде четырехколонного дорического портика с треугольным фронтоном, под которым идет фриз из триглифов — прямая цитата из наследия античной классики.

Интерьер святыни также выдержан в дорическом ордере. Тут повсюду глазу открываются колоннады: четырехколонный главный алтарь и два двухколонных боковых; приземистая колоннада, над которой располагаются во всю ширину костела хоры при входе (на них ведет витая лестница). В подземелье находится замурованная в 1939 году крипта фундаторов храма Сулистровских, из рода которых происходила мать Мечислава.

ЗАСВИРЬ

Обогнув озеро Свирь и оказавшись уже за поселком Свирь, которому ранее на этих страницах был посвящен отдельный рассказ (https://planetabelarus.by/publications/ozernoe-mestechko-svir/), приозерная дорога вплотную подходит к Зáсвири. В начале ХVІІІ века сюда прибыли монахи кармелиты. Имение Засвирь им подарили Крыштоф и Ядвига Зеновичи. На их же средства в 1714 году был выстроен каменный храм во имя Св. Троицы, а затем появился и монастырь.



Фасад костела обрамлен двумя массивными башнями, а между ними помещается высокий аттик с треугольным фронтоном. Вход — и в этом характерная особенность костела — оформлен полукруглым предбрамьем с узкими отверстиями-бойницами, что придает храму подобие рыцарского замка. Лишь утонченный рисунок фигурных завершений башен, абрис лучковых окон над входом и на боковых фасадах воспринимаются как явно барочные элементы этой аскетичной постройки, выдержанной в стилистике так называемого «сарматского» барокко.



С северной стороны к костелу примыкают сакристия и фрагменты былого монастыря, который вместе с храмом прежде формировал замкнутый внутренний дворик. За костелом находится небольшое немецкое кладбище времен Первой мировой войны. Камерный ансамбль кармелитской обители, поставленный на пригорке у лесной опушки, воспринимается сегодня как сказочная декорация минувшего, органично вписанная в природный ландшафт.



ШЕМЕТОВО

Едва отъедешь от Засвири, как при дороге появляется эта старинная усадьба — прежде ее именовали Шеметовщизна и Шеметовщина. Сооружения некогда роскошного дворцово-паркового ансамбля дошли до наших дней в «редакции» последних владельцев Шеметова — помещиков Скирмунтов. А это конец ХIX — начало ХХ столетия.

Парковые композиции с многочисленными прудами и каналами доныне занимают весьма внушительную, около ста гектаров, территорию, создавая то чудесное природное обрамление, на фоне которого доминирует поставленный на искусственном холме костел.



Сначала это была каплица, возведенная в камне в 1816 году как фамильная усыпальница уже знакомого нам по Вишневу рода Сулистровских, а затем Скирмунты, к коим перешло имение, переделали каплицу в костел, освященный заново в 1904 году. С той поры в нем хранится икона Богоматери Неустанной Помощи: это — список с чудотворной иконы ХV века восточного образца, которая происходит с острова Крит и находится ныне в римском храме Св. Альфонсо, был подарен здешнему костелу Казимиром Скирмунтом.





Рядом со святыней стоит массивная деревянная двухъярусная звонница. Густой и мелодичный звук ее колоколов слышен далеко окрест — он словно обволакивает холм, вокруг которого расположились разной степени сохранности фактурные постройки из бутового камня и красного кирпича (плебания, кузница, амбар, винокурня).



Главная двухкилометровая аллея, приподнятая над прудами, минуя костел и перепрыгивая через каналы, ранее устремлялась к господскому дому. Теперь она, к сожалению, лишена динамики притяжения этого композиционно-смыслового ориентира: живописный вместительный деревянный дворец, крытый ломаной гонтовой крышей и поставленный на высокий каменный цоколь, с портиками и широким пандусом, был сожжен в 1943 году — усадьба осиротела…



И все-таки «ёсць чары ў забытым, старадаўным» — невольно вспоминается на прощание строка из «Тэрцын» Максима Богдановича. Волшебная поэзия старинных усадеб... Она теряется, блекнет при словесном переложении. Ее пленительные звуки оживают то в шорохе палых листьев, то в тихой беседе могучих крон кряжистых деревьев, то в таинственном молчании прудов — посреди разнеженных пейзажей унесенной временем эпохи.
29 августа 2005 г.
Все наши экскурсионные программы мы создаем совместно с нашими экскурсоводами, прежде всего с работающим в нашей фирме Анатолием Георгиевичем Вараввой, который является автором большинства экскурсий по Беларуси. Мы разработали для нынешнего сезона несколько совершенно новых программ, таких как "Островецкая кругосветка" или "Дороги ведут в Будслав".
Хотелось бы отметить, что в экскурсии по Беларуси заказывают разные заказчики: заводы, строительные организации, институты, поликлиники, даже налоговые инспекции. Однако самая большая радость для нас — то, что стабильно возрастает и приток индивидуалов: белорусы и их гости начинают путешествовать по Беларуси в составе сборных групп.



Мы делаем эту программу — сборные экскурсии по Беларуси — уже третий год, и если в позапрошлом году в течение лета у нас было только 7 сборных групп, в прошлом их количество возросло до 15 групп, то в нынешнем году делаем это каждые выходные по несколько групп. Несмотря на то, что наши туры недешевые, поскольку достаточно большие деньги идут на рекламу в прессе, люди уже заинтересованы в том, чтобы не только ездить за границу, но и путешествовать по Беларуси.



В нынешнем сезоне мы предлагаем новую программу "Островецкая кругосветка" по маршруту Ошмяны — Жупраны — Кушляны — Островец — Ворняны — Ворона — Быстрица — Михалишки — Гервяты — Солы. Экскурсанты побывают в Жупранах у могилы Франтишка Богушевича, в родовом имении писателя в Кушлянах, где действует литературный музей песняра белорусских крестьян. Из Кушлян путь лежит к Островцу, который откроет череду памятников культового зодчества Островеччины. Костелы, церкви, ансамбль застройки местечка Ворняны (памятники, в которых на высоком уровне представлено зодчество раннего и позднего барокко, неоготики, ретроспективно-русского стиля) пройдут перед экскурсантами на фоне дивных ландшафтов Привиленского края, славящегося своими знаменитыми уроженцами — художниками, путешественниками, политическими деятелями. Завершит экскурсию один из самых монументальных и впечатляющих своим обликом неоготических храмов Беларуси — костел в Гервятах, звучащий как каменный хорал Средневековья.


Программа "Шляхам Касцюшкi" проходит по маршруту Ружаны — Меречевщина — Коссово — Слоним. Экскурсия позволяет путешественникам познакомиться с местами, связанными с жизнью великого сына белорусского народа, национального героя Польши, гражданина США и Франции Тадеуша Костюшко. Через призму эпохи туристы смогут посмотреть на дворцовый ансамбль в Ружанах — резиденцию Сапеги, построенную Яном Самуэлем Беккером. Ансамбль сохранился не полностью, но монументальные въездные ворота — триумфальная арка и остатки построек оставляют сильное впечатление. В Ружанах представлены также архитектурные памятники в стиле барокко — костел и церковь. В Меречевщине находится дом-музей Костюшко, воссозданный по рисунку Наполеона Орды. В Коссово внимание туристов привлекает величественный, заложенный в 1838 году дворец Пусловских с крепостными башнями и башенками в духе готической старины. Слоним сохранил древнюю планировку и многочисленные памятники архитектуры, в том числе великолепный костел св. Андрея в стиле рококо.


По-прежнему предлагаем маршруты, с которыми смогли ознакомиться уже многие белорусы, в том числе обзорные экскурсии по Минску с посещением музеев. Наша экскурсия имеет несколько вариантов, включающих историческую тематику, художественную либо литературоведческую, в зависимости от выбранного для посещения музея. Организуем экскурсии по Музею народной архитектуры и быта, представляющем собой деревянные постройки и предметы крестьянского быта из разных уголков Беларуси.



Экскурсия "Белорусская Швейцария" знакомит туристов с наиболее живописными местами Минщины, включая Раубичи, Логойск и Силичи. А экскурсия "Зодчество Налибокского края" проходит по маршруту Раков — Воложин — Вишнево — Гольшаны — Боруны — Крево. Путешественники смогут увидеть древние живописные поселения, дворцы, храмы, замки и монастыри — от готики до "виленского" барокко, от ренессанса — до классицизма и ретроспективных стилей. В Вишнево можно полюбоваться старинным костелом на берегу живописного озера, в Воложине — костелом и дворцом, в Гольшанах — овеянным легендами и талантливо описанный Владимиром Короткевичем Черный замок и монастырский комплекс. В Крево привлекает внимание знаменитый замок, где была заключена Кревская уния, положившая начало воссоединению Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.



Экскурсия "Ожерелье Нарочанского края" проходит по маршруту Мядель — "Голубые озера" — Свирь- Засвирь — Шеметово. В Мяделе — исторической столице края сохранились замчище и костел бывшего кармелитского монастыря. "Голубые озера" — территория Национального парка "Нарочанский". Великолепные по красоте ландшафты, прозрачные озера Глубля и Глубелька, таинственное в своей сумрачности озеро Мертвое оставляют неизгладимые впечатления от общения с природой этого края. Не оставят путешественников равнодушными пейзажи озера Свирь, бывшая резиденция нальщанского князя Довмонта и необарочный костел в поселке Свирь. Завершает экскурсию осмотр древней усадьбы в Шеметово с ее живописными прудами, разнообразными хозяйственными постройками и костелом Наисвятейшей Девы Марии ХIХ-ХХ веков.



Мы предлагаем также множество других экскурсий, которые позволят путешественникам открыть для себя архитектурные, культурные и природные памятники Беларуси.