28 апреля 2018 г.
Приснопамятный Козьма Прутков изваял мысль, для меня очень трепетную: «Три вещи, единожды начав, трудно закончить: вкушать хорошую пищу; чесать, где чешется; и рассказывать, вернувшись из путешествия». Обо всем об этом и пойдет здесь речь. И прежде всего — о морском круизе как об особом способе путешествовать, познавая мир и наслаждаясь комфортом.
Помнится, еще совсем недавно одна почтенная минская туристская фирма начала в наших палестинах рекламу морских круизов и даже создала ни много ни мало «Круизную академию». Правда, позже задор почему-то сошел почти на нет, а между тем круизы — это действительно шикарное времяпрепровождение, соединенное с калейдоскопом таких сильнодействующих зрительных впечатлений, какие не дают ни пешие прогулки фланеров, ни экскурсии на любых средствах передвижения, за исключением именно круизного судна.
История круизов насчитывает уже более полутора веков! А началось все с колесного (да-да!) парохода «Квакер Сити», доставившего из Америки в Европу и Палестину пассажиров, среди которых был и неунывающий, остроумный и ироничный Марк Твен, описавший свое полугодовое путешествие «туда и назад» в книге «Простаки за границей, или Путь новых паломников» (1869). Эта книга путевых заметок, между прочим, и положила начало его блестящей литературной карьере. С тех пор пароходы-лайнеры, крутя свои колеса от века к веку все быстрее, начали набирать вес, рост, комфорт, шик, кураж — и к сегодняшним дням превратились в настоящие фабрики туристического парадиза, выдающие на-гора эффекты, о которых хочется, по Пруткову, рассказывать бесконечно...
Среди гигантов этой индустрии — итальянская компания Mediterranean Shipping Company, или, сокращенно, MSC. Ее штаб-квартира находится в Женеве, а представительства — в 45 странах. 15 тысяч сотрудников компании дарят своим клиентам, без преувеличения, отдых самого высокого класса. Четырехзвездный лайнер «Фантазия» MSC с 14 палубами рассчитан на 3300 туристов. Среди них оказался в начале апреля и автор этих строк, хотя вообще-то мое общение с MSC началось четырьмя годами ранее. И надеюсь, будет иметь продолжение!
Выбранный мною на этот раз маршрут включал в себя (после перелета прямым рейсом из Парижа в Фор-де-Франс), кроме посещения островов Карибского моря (Мартиника, Гваделупа, Сент-Люсия, Барбадос) и Канарского архипелага (Тенерифе), шестидневный водный хайвэй по Атлантическому океану с завершением путешествия в Средиземном море у берегов Испании и Франции. Почти девять тысяч километров только по воде, когда безбрежность и глубина океана перестают быть умозрительными понятиями и способны действительно потрясти даже холодное сердце своей природной мощью, а то и вселить, чего доброго, в это сердце жуткий страх!
Нет, я тут не про «Титаник», но что бы ощутили вы, дорогой читатель, если бы в вашу каюту вечером предыдущего дня принесли буклет с завтрашней программой, в которой буднично сказано: круиз будет проходить над пятикилометровой толщей воды океана вдоль его подводного горного хребта шириной в 16 километров? И это при том, что вокруг корабля ни души, ни острова… А что, если мощные винты откажут — подспудно говорит ретивое? И каково это будет, когда со скоростью «семь футов под килем» металлическую громадину в 138 тысяч тонн потянет к этому самому хребту?.. Не будем, однако, о грустном, ибо грустить на «Фантазии» никак не возможно по многим причинам, о которых ниже. А теперь — об островах.
Мартиника и Гваделупа — бывшие французские колонии, и там в ходу и французский язык, и отдельная от Шенгена французская виза (DFA), и даже встретившийся мне на Гваделупе образовательный французский Центр. Бухта, в которой пришвартовался наш корабль, дышала очарованием и умиротворенностью…
И вот уже на следующий день открывает свои объятия Сент-Люсия — под британской короной, с английской речью на улицах, с темнокожим населением, с рыбным рынком, где на твоих глазах разделывают огромных рыбин, неведомых бледнолицым пришельцам из Старого Света, пупа Европы — Республики Беларусь…
В Бриджтауне (это уже остров Барбадос, что значит: Бородатый) можно насладиться зрелищем «колониальной» архитектуры: «Лондон в миниатюре» — так называют столицу острова отнюдь не случайно. На расположенной в центре города площади Национальных героев, в прошлом именовавшейся Трафальгарской, высится памятник адмиралу Нельсону. И что характерно: он был установлен здесь в 1813 году, в то время как аналогичный монумент на Трафальгарской площади в Лондоне — только в 1842-м, почти на три десятилетия позже! Стоит посетить и здешнюю англиканскую церковь, где на кладбище, рядом с нею, стоят ухоженные белокаменные памятники под сенью пальм, магнолий и живописнейших кустарников.
Тем временем Карибские (Антильские) острова, растворяясь в сумерках, остаются позади, а лайнер берет твердый курс на север-восток — через всю Атлантику, и каждый новый день на корабле будет теперь начинаться переводом часовых стрелок на час вперед. Наступают пять дней брутальной релаксации: загорание — кто кого перещеголяет в синюшной черноте — на верхних палубах; купание в бассейнах-джакузи; уничтожение на протяжении круглых суток невероятного количества разнообразной еды в ресторанах и барах; светские беседы за кофе в салонах; шопинг в магазинах; тщетные попытки словить глупую удачу за хвост в (прокуренном донельзя) казино; посиделки у компьютеров/ноутбуков (есть, есть и такие граждане на корабле с наркотической интернет-зависимостью!), и, что особенно важно отметить, глубокое погружение в концертные, образовательные и прочие программы — вплоть до рисования, лепки, вырезания узоров из бумаги и пр. и пр. Для детей свои удовольствия — вместе с родителями или, в отсутствие последних, с любезными аниматорами.
О концертах хочу сказать отдельно. Все 14 дней щедро дарили пассажирам лайнера незабываемые встречи с талантливыми людьми. Тут и свой «Мулен Руж», и джаз, и рок, и классическое фортепьяно, и даже «Травиата»: четырехактную оперу Джузеппе Верди устроители спектакля вместе с итальянским тенором Энрико Скотти уместили в 50 минут (!), успев при этом «тезисно» поведать печальную историю куртизанки Виолетты. Зал, в котором преобладали итальянцы, громыхал аплодисментами и криками «Браво!». И в самом деле, то был прекрасный «дайджест» знаменитой оперы.
А еще фокусы, акробатические композиции, чревовещание, цирковые номера… Замечу, что на вершине этой пирамиды удовольствий всегда находилась недюжинная фигура постоянного конферансье и директора культурных программ «Фантазии», который в общении с публикой, в вечерних туалетах и ювелирных излишествах заполнявшей вечером театральный зал, легко и беззаботно переходил с английского на итальянский, немецкий, французский, испанский, португальский, а при выступлении артистов из Украины говорил им «Спасибо!».
Но самым запоминающимся был, пожалуй, концерт, поданный, как вишенка на торте, с ностальгической ноткой прощания с туристами в последний день путешествия… На этом концерте солировали уже не профессионалы сцены, а те, кто все дни маршрута обслуживал праздную публику в ресторанах, барах, магазинах, салонах… И это было шикарно! Например, мужчина-продавец одного из магазинов продемонстрировал такой танец живота, что и профессиональные исполнительницы такого зрелища могли бы ему позавидовать — его жгучему темпераменту и мягкому юмору. А украинская девушка, покинув рецепшн, сильно и стильно исполнила джазовую композицию в манере бессмертной Эллы Фитцджеральд… При таких удовольствиях об аварийном погружении в океанические глубины уже не думалось, хотя учения на тему, как обращаться со спасательными жилетами, с нами все-таки провели…
Столица острова Тенерифе — Санта-Крус-де-Тенерифе — знаменовала встречу с испанским Канарским архипелагом, которая продолжилась, уже в самой Испании, в роскошной Малаге (где я, замечу в скобках, с глубочайшим почтением побеседовал с великим уроженцем этого города Пикáссо, сидя с ним по-дружески на одной скамье), а затем и в обновленной за последние годы, покоряющей своими архитектурными ансамблями Валенсии, в многолюдной, пережившей недавно большие политические треволнения столице провинции Каталонии — Барселоне.
И наконец, совершенно обворожительный восклицательный знак в этом калейдоскопе впечатлений поставил французский город-порт Марсель: он изумляет своими пейзажными панорамами, что открываются с высоты подобного громадной скульптуре Кафедрального собора Сен-Мари-Мажор, заложенного императором Наполеоном III в XIX веке. Внутри базилика утопает в золотых мозаиках, словно заимствованных из Византии и столь контрастно необычных в католическом храме...
Однако если обо всем этом говорить в подробностях и деталях, то получится едва ли не еще одна книга «Простаки за границей» — вот только для такого исторического живописания нужно все-таки перо Марка Твена, который, увы, не очень лестно отзывался об экскурсоводах: «Это племя превращает жизнь туриста в муку. Их языки не знают отдыха. Они говорят, говорят и говорят без умолку… Если бы они, показав вам гениальное творение искусства, или всеми почитаемую могилу, или тюрьму, или поле битвы, освященное трогательными воспоминаниями, историческими традициями и чудесными легендами, отходили в сторону и умолкали хотя бы на десять минут, чтобы дать вам возможность предаться своим мыслям, это было бы еще не так скверно. Но их навязчивое кудахтанье перебивает любые грезы, любые поэтические раздумья. Порою, созерцая какой-нибудь из моих старых кумиров, поразивший меня много лет тому назад, еще на картинке в школьном учебнике географии, я чувствовал, что готов отдать весь мир, лишь бы этот попугай в человеческом облике провалился тут же на месте и не мешал бы мне взирать, грезить и поклоняться».
Ну как тут, под градом таких претензий американского классика, не умолкнуть навечно — разуй глаза, экскурсовод, взгляни на себя в зеркало и наложи печать молчания на свои уста! И тем не менее не могу удержаться от еще одной марк-твеновской цитаты — воистину чистейшей воды бриллианта: «Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности... Тот, кто весь свой век прозябает в одном каком-нибудь уголке мира, никогда не научится терпимости, не сумеет широко и здраво смотреть на мир».
Путешествовать по миру мы любим — и Вам рекомендуем — с лучшими белорусскими фирмами, входящими в объединение "Республиканский союз туристских организаций" http://toursoyuz.by