RU
Главная / Блог о путешествиях
 
 
Путеводитель
Поселения
Выдающиеся личности
Блог о путешествиях
27 октября 2019 г.
Продолжаем рассказ о туристском потенциале Клецка. В городе сохранились сакральные сооружения XVII — ХХ веков, здания госпиталя и пограничных служб начала ХХ века... Путешествуйте по Беларуси, господа! Приглашаем на экскурсии по Беларуси с посещением Клецка https://viapol.by/belarus.htm


С 1558 года, когда владельцем Клецка стал заклятый враг Боны Сфорца Николай Радзивилл Черный, началась новая эпоха в истории города. Ярким напоминанием о ней является комплекс бывшего доминиканского монастыря, сохранившийся на площади. Монастырь был построен 4-м клецким ординатом Станиславом Казимиром Радзивиллом. Выполняя волю своего деда Яна Альбрехта Радзивилла, он в 1683 году основал монастырь доминикацев и начал строительство каменного Благовещенского костела. При этом 13 горожан переселили на новые участки. Строительство шло быстрыми темпами, и уже 6 июня 1684 года храм был освящен.

Здание костела, построенное в стиле "сарматского барокко”, имеет вид вытянутого прямоугольника, с северной стороны которого размещается небольшая сакристия. Фасад храма украшают две массивные башни, между которыми находится треугольный фронтон почти ровной высоты с ними. Главный фасад в прошлом украшали ниши, скульптуры и лепнина.
В 1832 г. костел закрыли, а монастырь упразднили. В 1850 г. доминиканский костел был переделан под православную церковь. Именно тогда на храмовые башни поставили высокие шатровые крыши с маленькими луковичками. После Великой Отечественной войны храм был закрыт, в начале 1960-х гг. здание передали под спортзал профтехучилищу. С 1970 г. в бывшем костеле размещался производственный корпус филиала приборостроительного завода. В настоящее время в здании произведен капитальный ремонт, размещена Воскресенская церковь.
Рядом с храмом сохранилось двухэтажное каменное здание монастыря, возведенное в 1784-1810 гг. При монастыре действовал небольшой госпиталь, а также школа, в которой дворянских детей обучали чтению, письму, грамматике и другим наукам. В здании бывшего монастыря сейчас детская школа-интернат.



Клецк, как и другие города, всегда был многонационален и многоконфессионален. Уже в 1529 году упоминается о существовании в городе еврейской общины. Численность евреев в городе выросла в 18 веке при клецком ординате Мартине Радзивилле Алхимике, который принял иудаизм и окружил себя раввинами. Религиозной толерантностью отличался и его преемник Юзеф Николай. В 1796 г. при его финансовой помощи была построена главная синагога, фасад которой украшала геральдическая эмблематика Радзивиллов. Евреи тогда составляли более половины населения города. Здание синагоги было разрушено в июле 1942 г. во время ликвидации клецкого гетто.
В межвоенный период в Клецке действовала иешива Эц Хаим (древо жизни), в которой обучалось около 270 учеников. Здание иешивы, построенное в конце 1920-х годов, сохранилось на улице Гагарина. В сентябре 1939 г. руководитель иешивы Аарон Котляр с большой группой учеников бежал в Литву. Получив транзитные визы у японского консула в Каунасе Тиунэ Сугихара, они смогли через территорию Советского Союза выехать в Японию, а в дальнейшем в США.
После войны в здании иешивы работал районный дом культуры. С 1994 года оно пустует. 24 ноября 2014 года в Клецк приехала делегация ультраортодоксальных евреев из Беларуси, США, Израиля, Украины и Мексики, среди участников которой был внук А. Котляра. Впервые после долгого перерыва в иешиве прошел часовой урок Торы. В память об этом событии на стене здания установили мемориальную табличку.



О эпохе Радзивиллов в истории города напоминают и комплекс госпиталя, построенного в 1909 г. в стиле модерн. Здание больницы, выполненное в виде буквы «Ш», одноэтажное, накрытое вальмовой крышей. Его фасады насыщены декоративной пластикой. В 1995 году здания отреставрированы и сейчас здесь находится Клецкое ЖКХ.
Первый госпиталь в Клецке упоминается еще при Боне Сфорца в первой половине 16 века. В начале 17 века 2-й клецкий ординат Ян Альбрехт Радзивилл открыл госпиталь при Троицком костеле. В 1609 г. он дал фундуш, в котором обещал ежегодно выделять на его нужды 39 злотых, несколько бочек зерна, мясо и дрова. Госпиталь создавался не столько для лечения, сколько для содержания беспомощных членов общества. В некотором смысле он соединял функции лечебного и социального учреждения для бедняков. За пациентами присматривали духовные лица и госпитальные смотрители, двоих из которых назначал лично Радзивилл. В конце 18 века действовал госпиталь при доминиканском монастыре.



Сохранившиеся здания госпиталя были построены при 13 клецком и 15 несвижском ординате Юрии Фредерике Радзивилле. Во владение ординацией он вступил в 1904 году, однако из-за болезни большую часть времени провел в Вене под присмотром доктора и прислуги. Опеку над ординацией с 1904 по 1914 год осуществлял Эдвард Войнилович. По его инициативе еще в начале 1880-х годов в Клецке стал действовать первый банк. Войнилович поддерживал молодое белорусское движение, в частности, издание «Нашей Нивы». В 1911 г. в городе с успехом прошли гастроли Первой белорусской театральной труппы Игната Буйницкого, среди членов которой была Алоиза Пашкевич (Тетка).



Бурные события начала 20 века открыли новую страницу в истории города. По Рижскому мирному договору в марте 1921 г. Клецк оказался приграничным городом Второй Речи Посполитой. Об этом нам напоминают старые военные казармы, расположенные на Арининской горе.
В 1924 году правительство Второй Речи Посполитой приняло решение о создании Корпуса Охраны Пограничья (КОП) по всему периметру страны. На 1 км охраняемой границы в среднем приходилось 11 солдат. Один из батальонов расположили в Клецке.



Массивные, хорошо укрепленные здания казарм Корпуса Охраны Пограничья, спроектированные Тадеушем Новаковским, возводились под руководством Сигизмунда Выгоновского. Хорошо сохранилось здание штаба, с двух сторон которого расположились бывшие казармы. В казармы подавалось электричество из Несвижа, был проведен водопровод. Рядом находились хозяйственные постройки вроде кухонь, ванных, помывочных, прачечных, швейных мастерских и складов, конюшня на 200 лошадей. Выслеживать нарушителей границы и преступников в самом Клецке помогали служебные собаки.
Во время Великой Отечественной войны (с осени 1941 года по июнь 1944 года) здесь размещался лагерь военнопленных, затем авиационный госпиталь (1944- 1947 гг.), воинская часть (с марта 1947 по декабрь 1996). С 1996 года казармы не используются по назначению. Из всех казарменных помещений сохранилось в целости одно, второе разрушено. От второго здания остались лишь ворота и правое крыло.

Клецк сейчас пока мало посещается туристами, но мы вставили этот город в наш новый маршрут: "Радзивиллиада" (Слуцк — Радзивиллимонты — Клецк — Снов — Вишневец — Новый Свержень). Приглашаем весной 2020 года!
24 октября 2019 г.
В центре Клецка в живописном месте на берегу пруда в 2017 году появился памятный знак, посвященный сразу нескольким важным событиям в жизни города: первому упоминанию в письменных источниках в 1127 году, получению городом герба и деятельности книгопечатника Сымона Будного. Приглашаем на экскурсии по Беларуси с посещением Клецка https://viapol.by/belarus.htm


Клецк впервые упоминается в документах в 1127 году в связи с походом южнорусских князей на Полоцкую землю, среди участников которого была дружина Вячеслава Ярославича из “Клечьска”. Название города пытались связать со словом “кол” (частокол), с мифической рекой Клечью, а также с березовой порослью — “клечью”. Однако, скорее всего, появилось оно во время строительства крепостных стен на берегу реки Лань. Состояли они из похожих на срубы домов клетей — (городней), в которых находились помещения для стражи, оружия и продовольствия. Пустые клети заполняли землей и камнями. Легенда же связывает название города с жестоким князем, который жил когда-то на этой земле. Провинившихся подданых по приказу князя бросали в клеть, от того и прозвали его Клецаком. Когда князь решил жениться, выбор его пал на девушку из бедной семьи. Получив отказ, он в гневе топнул ногой, и в тот же миг земля расступилась, образовалась огромная яма, которая мгновенно заполнилась водой. Девушка превратилась в небольшую птичку и беспрепятственно улетела, а князь тяжёлым камнем пошёл на дно ямы, которую люди назвали Клецаковой.



Герб Клецка представляет собой барочный щит, в золотом поле которого под княжеской короной находится охотничий рожок с золотой фурнитурой. В основу современного лег исторический герб, полученный городом 27 августа 1652 г. Великокняжеская корона темно-малинового бархата с опушкой из горностая напоминает о том, что Клецкие земли в XIV–XV вв. были великокняжеским владением, а охотничий рожок (труба) — о том, что город долгое время являлся центром Клецкой ординации магнатов Радзивиллов. Эта феодальная административная единица имела свой замковый суд и собственную военную хоругвь (отряд). К Радзивиллам город перешел в 1558 г. после смерти Боны Сфорца.



По приглашению Николая Радзивилла Черного в город приехал «белорусский Вольтер» — выдающийся гуманист, просветитель и философ Сымон Будный. Сымон Будный — церковный реформатор, придерживался кальвинистских взглядов. Он не только выступал перед жителями Клецка с проповедями, но и вел занятия в школе, основанной при кальвинистском сборе. Именно в Клецке 18 апреля 1563 г. Будный написал «Цюрихскую рукопись» — письмо швейцарскому богослову Генриху Булингеру, в котором он выступил с критикой догмата о Святой Троице. Возможно, что гостем Будного в Клецке был монах Артемий — один из церковных деятелей Московии, сбежавший в ВКЛ от преследований на родине. Не разделяя многих взглядов Будного, он, тем не менее, называл его «человеком, награжденным наивысшим смыслом и разумом».



Именно в Клецке Будный написал свой знаменитый «Катехизис» — первую книгу на белорусском языке, изданную на территории современной Беларуси в 1562 году в Несвижской типографии. Возможно, что и вторая книга Будного, изданная на белорусском языке в Несвиже, — “Аб апраўданні грэшнага чалавека перад Богам” — также была написана здесь, в Клецке.



На берегу пруда находится мостик с фигурами знаков зодиака. Загадав желание у своего знака Зодиака, отправляемся на окраину города в урочище “Красный Став”, где в августе 1506 г. состоялась знаменитая Клецкая битва.



В 1996 году на невысоком холме установили православный и католический крест, а между ними — памятный валун с мемориальной доской. Именно здесь литвинское войско наголову разбило татар. Отступая, они завязли в болотистой пойме реки Цепры, вода в которой стала красной от крови. С тех пор это место стали называть Красный Став. Итогом этой уникальной операции стало освобождение всех пленников татар (около 40 тысяч человек), захват богатых трофеев (в том числе 30 тысяч лошадей), а также полное уничтожение орды.



По иронии судьбы победу над крымчаками одержал человек, в жилах которого текла татарская кровь. Им стал фаворит великого князя Александра Михаил Глинский. Во время битвы Глинский находился в самых горячих местах, под ним трижды убивали коня. Литвинское войско три дня стояло под Клецком, перехватывая возвращавшиеся чамбулы татар. 8 августа 1506 года, похоронив убитых, войско направилось в Вильню. Великий князь Александр, находившийся на смертном одре, получив известие о разгроме татар, плакал от радости.
О Клецкой битве писали поэт Ян Вислицкий и публицист Михалон Литвин. Матей Стрыйковский посвятил ей целую главу в своей “Хронике польской, литовской, жамойтской и всея Руси”. Он специально приезжал в Клецк и Цапру, чтобы осмотреть поле боя:

І цяпер, як аратай з плугам там праходзіць,
Знакаў яўных нямала ў баразне знаходзіць
(Сам жа бачыў): і латы, і лукі, і стрэлы,
Дзіды, шаблі — адзнакі даўніны зымшэлай.

После разгрома татар впереди у города был период отосительно мирной жизни и расцвета, связанный с королевой Боной Сфорца. В ноябре 1519 г. Жигимонт 1 Старый подарил молодой очаровательной жене не только Пинск и Давыд-Городок, но и Клецк. Возможно, когда-нибудь на городской площади появится памятный знак в её честь. К середине 16 века благодаря аграрной реформе, проведенной Боной Сфорца, Клецк приобрел черты типичного европейского города Нового времени. Центром городской жизни стала рыночная площадь, на которой проходили ярмарки и торги. Но… прошли века, площадь и отходящие от нее, словно лучи солнца, улицы изменили свой облик и свои названия. Сейчас она носит имя… Владимира Маяковского. А четыре улицы: Гагарина (бывшая Виленская), Ленина (бывшая Несвижская), Первомайская (бывшая Пинская), а также Советская (бывшая Цеперская). Боже, что за названия!



О новейшей истории Клецка — в нашем следующем материале.