Излюбленным местом обитания муз в Древней Греции служили горы Парнас и Геликон. Там, в тенистых рощах, под журчанье прозрачных родников они прославляли Аполлона. Свой «Парнас» есть и в Беларуси. Только находится он не на горе, а на берегу небольшой речушки Змейки, старинное название которой Дзвея. Там, в живописном месте расположилась деревня Полонечка, где рождались оперы и сонеты, а также научные труды по этнографии. Посетить Полонечку, познакомиться с ее достопримечательностями можно, отправившись на экскурсию «Каменная летопись Новогрудчины» https://viapol.by/assembly/1.31.htm в эту субботу 1 июня (а потом еще и 27 июля!)
По документам Полонечка известна с 1428 года как владение Ульяны Гольшанской — жены великого князя литовского Витовта. В конце 16 века владельцами Полонечки были Рудомины-Дусяцкие — шляхетский род герба «Трубы». Один из представителей этого рода — Андрей Янович (около 1595-3.09.1632), вступив в орден иезуитов, прославился как проповедник, автор религиозных произведений на китайском языке. Как миссионер он служил в португальских колониях Гоа, Макао, затем в Китае. Ян Матвеевич Рудомина-Дусяцкий (около 1543 — 21.07.1621) стал фундатором строительства костела в Камаях. Ян участвовал в знаменитой Хотинской битве 1621 г. с турками. Он описал битву в поэме «Правдивый диариуш экспедиции Короны Польской и Великого княжества Литовского против Османа в Валахии счастливо осуществленной». О друзьях Яна Рудомины-Дусяцкого, погибших в битве, напоминает мемориальная плита, установленная по его распоряжению в костеле Преображения Господня в Новогрудке в 1643 г. Следующими владельцами Полонечки стали Сесицкие — шляхетский род герба «Голова буйвола». В 1704 году имение в качестве приданого принесла своему мужу Михаилу Антонию Радзивиллу — правнуку знаменитого Николая Христофора Радзивилла Сиротки — Марцианна Сесицкая, значительно расширив владения мужа. Настоящей культурной столицей края Полонечка стала при внуке Михаила Антония — Матее Радзивилле, который с 1773 г. сделал имение своей резиденцией. По отзывам современников, Матей Радзивилл «росту был малого, худой, голову брил и платье носил старопольское. Усы его были длинны и висели по старой моде. Лицо носило печать какой-то грусти, и хотя он не очень старался приобрести сторонников, тем не менее, пользовался всеобщей доверенностью за свое благородство и честность».
В 1777 году в Полонечке гостил Денис Фонвизин — автор «Недоросля». О своем визите он сделал запись в дневнике: «29 августа приехали обедать в местечко Полонечка к Радзивиллам. Тут мы приняты были очень хорошо в доме самого хозяина. Обед хороший, на серебре, и вина лучшие». И хотя визит был очень кратким, он вошел в местные легенды. Мол, после обильных возлияний Фонвизин в сопровождении знаменитого Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку охотился на местных красавиц. Во дворце Матея Радзивилла царила творческая атмосфера. Театром он увлекся еще в детстве, в Несвиже. Его мать, рано овдовев, вышла замуж за знаменитого гетмана литовского, воеводу виленского Михала Казимира Радзивилла Рыбоньку. Живя во дворце, Матей подружился с сыном воеводы от первого брака Каролем Станиславом Пане Коханку. Матей Радзивилл прославился как композитор, автор многочисленных мазурок и полонезов, сонат и серенад. В 1784 г. к визиту короля Станислава Августа Понятовского в Несвиж именно Матей Радзивилл написал либретто оперы «Агатка, или приезд пана». История о любви простых крестьянских девушки и парня, о злом управляющем и справедливом хозяине имения долгое время пользовалась большой популярностью и ставилась в Варшаве, Любине, Вильне, Львове. Еще одна опера Матея Радзивилла — «Войт альбанского селения» — была поставлена в 1786 г. на именины хозяина несвижского дворца. В ней осуждалось жестокое обращение с крестьянами. Патриотически настроенный князь принимал самое активное участие в жизни края: избирался послом на сейм в 1780 г., а спустя десять лет (в 1790 г.) получил должность каштеляна виленского, поддержал Конституцию Речи Посполитой, принятую 3 мая 1791 г. Когда началась война в защиту Конституции, Матей Радзивилл заявил: «Вначале Родину, а уж потом радзивилловский дом хочу видеть счастливым». Не задумываясь, он передал войску Великого княжества Литовского замки, арсеналы и радзивилловскую милицию, которыми распоряжался как опекун малолетнего несвижского ордината Доминика Иеронима Радзивилла. Матей Радзивилл принимал активное участие в подготовке восстания под руководством Тадеуша Костюшко и даже даровал личную свободу своим крестьянам, вступившим в ряды повстанцев. После поражения восстания лишился права опеки над Домиником Радзивиллом. После смерти Матея в 1800 г. владельцем имения стал его сын Константин. Родившийся в год второго раздела Речи Посполитой (1793 г.), Константин Радзивилл разделял взгляды будущих декабристов. В 1820 году он вступил в тайное политическое общество «Национальное масонство», затем — в Патриотическое общество. Для обсуждения совместных действий в 1823 г. часто встречался в Вильно с Александром Бестужевым. После трагедии на Сенатской площади в 1825 году Константина Радзивилла арестовали, однако ссылки он избежал. Поселившись в родовом имении Полонечка, князь посвятил свою жизнь образовательной, культурной и просветительной деятельности у себя на родине, был куратором и попечителем народного образования в Минской и Гродненской губернии. Много внимания Константин уделял своему имению в Полонечке.
Исследователи склоняются к мнению, что формироваться усадьба в Полонечке стала во второй половине 18 века. Ее перепланировку после 1773 года начал Матей, а затем продолжил его сын Константин. В результате в первой четверти 19 века на берегу Змейки сформировалась большая усадьба, включающая парадный двор с дворцом, французский и английский парки, часовню, хозяйственный двор и овощной огород, оранжерею и мельницу. Английский парк состоял из четырех террас, спускавшихся к берегу реки. Перед дворцом находились солнечные часы, центральная аллея от дворца вела к деревянной часовне-усыпальнице.
Доминантой усадьбы являлся дворец, построенный по проекту неизвестного итальянского архитектора по примеру виллы Тривулзино на озере Комо в Италии. В оформлении фасадов дворца были использованы гермы — четырехгранные колонны, увенчанные скульптурными изображениями древнегреческих героев или философов. Такой элемент декора является уникальным для Беларуси. На треугольном фронтоне дворца имелись лепные изображения радзивилловского орла, княжеской митры, монограммы владельцев в обрамлении венка из листьев.
Центральную часть дворца на первом этаже занимал большой холл с двумя мраморными каминами. Во внутренней отделке комнат широко использовались зеркала, чтобы создать ощущение бескрайности пространства. Во дворце находилась библиотека в 4 тысячи томов, архив, коллекция монет, картины известных художников, в том числе Юзефа Пешки и Яна Рустема.
В гости к Константину Радзивиллу в Полонечку приезжали многие деятели культуры, в том числе и поэт Владислав Сырокомля, отметивший «чудный сад, красивый и интересный во многих отношениях дворец», а также гостеприимство хозяина. Он написал рецензию на первый номер журнала «Narod i czas», редакция которого в 1845 г. находилась во дворце. Константин Радзивилл стал одним из первых, кто изучал народный фольклор. Белорусский язык он называл «кривицким наречием». В архиве Российской академии наук в Санкт-Петербурге хранится его рукопись «Этнографические сведения о жителях Новогрудского уезда». На 32 страницах собраны тексты купальских и свадебных песен, описание различных обычаев и обрядов.
После смерти Константина, последовавшей в 1869 году, его сын Матей Юзеф предпочел жить в имении жены в Загже под Варшавой, туда он перевез значительную часть ценностей из отцовского дома. В 1876 году в Полонечке побывал Наполеон Орда, запечатлев усадьбу на своем рисунке. Матей Юзеф Радзивилл в 1886 году принял участие в знаменитой охоте, которую владелец Несвижа Антоний Вильгельм Радзивилл устроил в честь принца Вильгельма — будущего кайзера Вильгельма II. Художником-документалистом охоты стал Юлиан Фалат, который не только запечатлел на своих полотнах сцены охоты, но и оставил воспоминания о ней. Юлиан Фалат писал, что именно Матей, в нарушение этикета, сделал первый выстрел по медведю, оказавшийся удачным, и это испортило настроение принца. Однако, к счастью, медведь оказался неказистым и маленьким, что позволило князю достойно выйти из щекотливого положения и произнести: «Ваше Величество, малый медведь — это для меня, а большой — для Вашего Величества».
Только в конце 19 века в дедовское имение вернулся Альберт Станислав. При нем была достроена широкая парадная лестница, изменены интерьеры дворца, пристроен зимний сад в неоготическом стиле. Во дворце появилось паровое отопление и электрическое освещение.
Еще одной достопримечательностью Полонечки является костел Святого Юрия. Он находится недалеко от дворца. Деревянный храм был построен здесь еще в 1751 году. В нем крестили Игнатия Домейко, родившегося в соседнем имении Медвядке. Игнатий Домейко прославился как выдающийся ученый и просветитель, стал Национальным героем Чили. В 1899 году Альберт Радзивилл перестроил храм по проекту архитектора Константина Войцеховского в неоготическом стиле. Главный фасад святыни украшают две шатровые башни, между которыми находится фронтон с круглым окном-розой. Стрельчатые окна, декоративные ступенчатые контрфорсы, накладной геометрический орнамент в декоре делают облик храма необычайно выразительным.
В изысканном резном алтаре костела находится образ Матери Божьей в золотой короне. Рядом с ним — иконы 18-19 веков. На стенах — мемориальные доски, посвященные представителям рода Радзивиллов. Храм служил усыпальницей последних владельцев имения. В костеле сохранился орган, выполненный виленским мастером Ф. Остроменцким в 1897 г.
Справа от костела возвышается колокольня, возведенная еще в 1855 году, а рядом с ней — небольшая часовня.
Рядом с храмом находится могила ксендза Юлиана Рутковского, умершего в 1905 году. С другой стороны — парафиальный дом имени ксендза Ежи Росяка (1914-1987гг.). 10 лет он провел в лагере в Норильске по сфабрикованному НКВД обвинению — распространение припевок антисоветского содержания. Знаменитого священника почитают не только в Полонечке, но и в других парафиях, где он служил: Ишкольди, Барановичах, Новой Мыши, Новогрудке.
Во время Первой мировой войны Полонечка оказалась в прифронтовой полосе. Здесь в госпитале хирургом служил будущий светила советской медицины Иван Гурьевич Руфанов. Впоследствии, уже в клинике в Москве в 1943 г. именно И.Г.Руфанов первым стал применять пенициллин для лечения раненых С 1919 по 1939 год хозяином дворца был племянник Альберта Станислава Владислав, встретивший в сентябре 1939 г. приход красноармейцев. В 20 веке дворец дважды горел — в 1917 и 1943 годах. После Великой Отечественной войны в его стенах разместилась школа-интернат, была разобрана оранжерея, с главного фасада убрали герб Радзивиллов, частично был застроен парк. В 90-е годы школу-интернат перевели в другое место, в здании провалилась крыша, с каждым годом оно ветшает, ожидая нового хозяина. Здесь, в Полонечке, стоя у стен старинного дворца и костела, чувствуешь дыхание времени... |