RU
Главная / Блог о путешествиях
18 марта 2019 г.
Автор: Татьяна Яцкевич
Фото: Виаполь
На старинной дороге, связавшей Кореличи и Валевку, находится деревня с добрым и теплым названием — Райца. В ней на высоком холме над дорогой, подобно стражу, охраняющему путников, возвышается церковь Святой Варвары. Недалеко от храма в старинном парке расположен усадебный дом, хранящий воспоминания о былых владельцах. В 1994-1995 годах здесь проходили съемки фильма «Проклятый уютный дом». Побывать в Райце, прочувствовать все очарование этого необычного места можно на экскурсии «Каменная летопись Новогрудчины» 1 июня и 27 июля https://viapol.by/assembly/1.31.htm

Церковь Святой Варвары в Райце, 1817 г.

Райца впервые упоминается в 1511 году в документах Литовской Метрики. Ее владельцами тогда были Богуш и Мишка Верещака из имения Камень под Кобрином. Побывав в руках у Мартина Гаштольда, с середины XVI века Райца стала владением Андрея Раецкого и оставалась собственностью Раецких вплоть до середины XIХ века. В 1838 г. Людвика Раецкая принесла имение в качестве приданого новогрудскому маршалку Юзефу Верещаке.

Кроме Райцы во владении рода Верещаков были имения Кутовщизна и Плужины, Ясенец и Любижаны, а еще — Тугановичи. В начале XIХ в. именно Тугановичи стали своеобразным центром, где собиралась местная шляхта. Там, в Тугановичах, гостил у своих друзей Юзефа и Михала поэт Адам Мицкевич, там встретил свою музу — Марию Верещака. В мае 1832 г. Юзеф Верещака и Иван Тугановский подписали договор, по которому обменялись имениями Смольчицы и Тугановичи. Центр владений Юзефа Верещаки переместился в Плужины, а затем в Райцу.

Деревня Райца

В Национальном историческом архиве Республики Беларусь хранится инвентарь 1857 г. и другие документы, позволяющие представить, как выглядело имение при Верещаках. Кроме Райцы, в которой было всего 16 дворов, в него входили деревни Хвалово, Домбровичи, Сегда, Забердово, Скрышево, Миратичи и Осташин. В инвентаре приводится описание усадебного дома. Его окружал парк, часть которого была засажена плодовыми деревьями. Возле ограды парка проходила липовая аллея, в конце которой возвышался столб с изображением дворянского герба «Лебедь». На нем когда-то стояла скульптура Божьей Матери.

Герб рода Верещаков «Лебедь» в парке

Значительные изменения в парк внес сын Юзефа Верещаки Франтишек, унаследовавший имение в 1875 году. Ботаник-любитель, он наполнил его редкими экзотическими растениями. По словам известного фотографа Яна Булгака, побывавшего в Райце и сделавшего ряд фотографий усадьбы, парк «…не меў роўных ва ўсёй ваколіцы: раскінуты па лагчынах і пагорках, ён спакушаў прыгажосцю таямнічасці ўсярэдзіне, абуджаў ува мне прагную цікавасць і неспакойнае здзіўленне, якія я адчуваў з нервовым напружаннем, адчуваў аж да болю. Я не мог адарваць ад парку вачэй і, едучы міма, паварочваўся ўвесь час у яго бок, як жалеза да магніта. Стараючыся пранікнуць у тайнікі гэтага зачарованнага саду, я прыпісваў яму ўсё, што калі-небудзь запамінаў з кніжак, і думаў пра яго уладальніка, як пра паўбога, які мае шчасце знаходзіцца пасярод такога хараства…”

Цветы в Райце

В 1881 г., в возрасте 42 лет, Франтишек женился. Его избранницей стала дочь варшавского юриста Каролина Тиме. Финансовое состояние молодой семьи постепенно ухудшалось, пришлось распродавать земли, в итоге имение уменьшилось более чем вдвое. 23 мая 1897 года Франтишек Верещака ушел из жизни, так и не познав счастья отцовства. Наследниками имения стали его родной брат Казимир и вдова Каролина. В 1898 г. граф Вавжинец фон-Путткамер — внук Марии Верещака — выкупил у них имение. Как инженер-железнодорожник граф участвовал в строительстве Уральской, Бакинской и Полесских железных дорог. Последняя из них прошла в нескольких километрах от его родового поместья Больтеники. В 1890 г. Вавжинец фон-Путткамер вышел в отставку и поселился в Больтениках. Он активно участвовал в общественной жизни края, два раза избирался в государственную думу России.

В 1910 г. Райца стала свадебным подарком графа дочери Янине и ее мужу — профессору Краковского университета Адаму Жолтовскому. Молодая чета жила в Кракове, лишь изредка наведываясь в Райцу. Перед Второй мировой войной Жолтовские подарили имение Конгрегации сестер католического апостольства (монахиням-паллотинкам). О монахинях, имевших свой аптечный огород и лечивших людей, у местных жителей остались самые теплые воспоминания.

После войны в усадебном доме находилась больница и поликлиника, затем, до 2003 г. — амбулатория с аптекой. После шести лет запустения, в декабре 2009 года его купила семья художников Солдатовых. Вера Евгеньевна Солдатова — член Белорусского союза мастеров народного творчества, мастер по соломоплетению, награждена медалью Ефросиньи Полоцкой. Ее работы можно увидеть в музеях России, Великобритании, США, Беларуси. Соломенный зубр был подарен Уго Чавесу во время его визита в Беларусь, а шляпка — Хиллари Клинтон. Одной из самых ярких работ мастера является иконостас из соломки в церкви Святого Иоанна Крестителя в Дудутках. Вместе с Верой Евгеньевной над созданием иконостаса трудился и ее муж — Александр Васильевич Солдатов — мастер иконописи. Семейная пара, поселившись в Райце, помогает в восстановлении церкви Святой Варвары, которая находится недалеко от усадебного дома.

Церковь Святой Варвары


Храм был построен в 1817 году Раецкими на вершине холма как костел и фамильная усыпальница. На главном фасаде храма, возведенного из бутового камня и кирпича в ретроспективно-готическом стиле, возвышается четырехгранная башня, на которой прежде находились часы-куранты. Главный вход решен в виде стрельчатой арки, на боковых фасадах — ступенчатые контрфорсы. Элементами декора служат побеленные стрельчатые ниши и архитектурные пояса.

Церковь Святой Варвары

Местные жители с гордостью утверждают, что автором проекта храма является их земляк — архитектор Ян Зайко, которого Франтишек Раецкий отправил на остров Святой Елены перенимать опыт по строительству храмовой архитектуры. Отсюда, мол, и необычный вид храма, больше похожего на миниатюрную крепость. То, что архитектор Зайко действительно существовал, не вызывает сомнений. Он упоминается в отчете Казимира Верещаки о расходах в 1858 г. После восстания 1863 г. храм передали православным, переосвятив его в Свято-Преображенскую церковь.

Копия гравюры Наполеона Орды в храме

На рисунке Наполеона Орды, выполненном в 1870-х годах, видно, что на башне храма находится статуя Божьей Матери. Правда, местные жители со временем стали называть ее статуей Святой Варвары. Эта святая жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Ее отец Диоскур был язычником и, узнав, что дочь приняла крещение, обезглавил ее. По странному стечению обстоятельств, не раз головы лишалась и статуя в Райце. В голову статуи часто попадала молния, разбивая ее на осколки, но каждый раз ее восстанавливали.

Церковь Святой Варвары

Во время войны в храм попал снаряд. В 1959 г. пригнали гусеничные трактора, тросами пытались растащить здание, ухватившись за оконные решетки. Сильнее всего пострадала алтарная часть, досталось и боковым стенам, однако святыня устояла. Тогда же разорили и гробницу, в которой были похоронены 10 представителей рода Раецких. Местная детвора зимой каталась на гробах с высокой горы, а в школу на уроки биологии приносили кости и черепа.

Интерьер церкви

К восстановлению храма приступили в начале 21 века. В 2003 г., когда ремонт был завершен, его освятили в честь Святой великомученицы Варвары. В июле 2017 года при участии архиепископа Новогрудского и Слонимского архиерея Гурия торжественно отметили двухсотлетие храма. Кульминацией торжества стала закладка юбилейной аллеи под символическим названием «200 лет и один день».

У подножия холма, на котором стоит церковь, расположена бывшая плебания. Местные жители утверждают, что от нее к храму ведет подземный ход. Настоятель храма отец Алексей Шишкир рад всем, кто приезжает в Райцу. Он мечтает вернуть ему прежний облик и по крупицам собирает сведения о Райце и ее владельцах. В церкви есть даже маленький музей, в котором можно увидеть и копию гравюры Наполеона Орды, и фотографию храма на острове Святой Елены, который, возможно, послужил прототипом для семейной усыпальницы Раецких.