24 октября 2019 г.
В центре Клецка в живописном месте на берегу пруда в 2017 году появился памятный знак, посвященный сразу нескольким важным событиям в жизни города: первому упоминанию в письменных источниках в 1127 году, получению городом герба и деятельности книгопечатника Сымона Будного. Приглашаем на экскурсии по Беларуси с посещением Клецка https://viapol.by/belarus.htm
Клецк впервые упоминается в документах в 1127 году в связи с походом южнорусских князей на Полоцкую землю, среди участников которого была дружина Вячеслава Ярославича из “Клечьска”. Название города пытались связать со словом “кол” (частокол), с мифической рекой Клечью, а также с березовой порослью — “клечью”. Однако, скорее всего, появилось оно во время строительства крепостных стен на берегу реки Лань. Состояли они из похожих на срубы домов клетей — (городней), в которых находились помещения для стражи, оружия и продовольствия. Пустые клети заполняли землей и камнями. Легенда же связывает название города с жестоким князем, который жил когда-то на этой земле. Провинившихся подданых по приказу князя бросали в клеть, от того и прозвали его Клецаком. Когда князь решил жениться, выбор его пал на девушку из бедной семьи. Получив отказ, он в гневе топнул ногой, и в тот же миг земля расступилась, образовалась огромная яма, которая мгновенно заполнилась водой. Девушка превратилась в небольшую птичку и беспрепятственно улетела, а князь тяжёлым камнем пошёл на дно ямы, которую люди назвали Клецаковой.
Герб Клецка представляет собой барочный щит, в золотом поле которого под княжеской короной находится охотничий рожок с золотой фурнитурой. В основу современного лег исторический герб, полученный городом 27 августа 1652 г. Великокняжеская корона темно-малинового бархата с опушкой из горностая напоминает о том, что Клецкие земли в XIV–XV вв. были великокняжеским владением, а охотничий рожок (труба) — о том, что город долгое время являлся центром Клецкой ординации магнатов Радзивиллов. Эта феодальная административная единица имела свой замковый суд и собственную военную хоругвь (отряд). К Радзивиллам город перешел в 1558 г. после смерти Боны Сфорца.
По приглашению Николая Радзивилла Черного в город приехал «белорусский Вольтер» — выдающийся гуманист, просветитель и философ Сымон Будный. Сымон Будный — церковный реформатор, придерживался кальвинистских взглядов. Он не только выступал перед жителями Клецка с проповедями, но и вел занятия в школе, основанной при кальвинистском сборе. Именно в Клецке 18 апреля 1563 г. Будный написал «Цюрихскую рукопись» — письмо швейцарскому богослову Генриху Булингеру, в котором он выступил с критикой догмата о Святой Троице. Возможно, что гостем Будного в Клецке был монах Артемий — один из церковных деятелей Московии, сбежавший в ВКЛ от преследований на родине. Не разделяя многих взглядов Будного, он, тем не менее, называл его «человеком, награжденным наивысшим смыслом и разумом».
Именно в Клецке Будный написал свой знаменитый «Катехизис» — первую книгу на белорусском языке, изданную на территории современной Беларуси в 1562 году в Несвижской типографии. Возможно, что и вторая книга Будного, изданная на белорусском языке в Несвиже, — “Аб апраўданні грэшнага чалавека перад Богам” — также была написана здесь, в Клецке.
На берегу пруда находится мостик с фигурами знаков зодиака. Загадав желание у своего знака Зодиака, отправляемся на окраину города в урочище “Красный Став”, где в августе 1506 г. состоялась знаменитая Клецкая битва.
В 1996 году на невысоком холме установили православный и католический крест, а между ними — памятный валун с мемориальной доской. Именно здесь литвинское войско наголову разбило татар. Отступая, они завязли в болотистой пойме реки Цепры, вода в которой стала красной от крови. С тех пор это место стали называть Красный Став. Итогом этой уникальной операции стало освобождение всех пленников татар (около 40 тысяч человек), захват богатых трофеев (в том числе 30 тысяч лошадей), а также полное уничтожение орды.
По иронии судьбы победу над крымчаками одержал человек, в жилах которого текла татарская кровь. Им стал фаворит великого князя Александра Михаил Глинский. Во время битвы Глинский находился в самых горячих местах, под ним трижды убивали коня. Литвинское войско три дня стояло под Клецком, перехватывая возвращавшиеся чамбулы татар. 8 августа 1506 года, похоронив убитых, войско направилось в Вильню. Великий князь Александр, находившийся на смертном одре, получив известие о разгроме татар, плакал от радости.
О Клецкой битве писали поэт Ян Вислицкий и публицист Михалон Литвин. Матей Стрыйковский посвятил ей целую главу в своей “Хронике польской, литовской, жамойтской и всея Руси”. Он специально приезжал в Клецк и Цапру, чтобы осмотреть поле боя:
І цяпер, як аратай з плугам там праходзіць,
Знакаў яўных нямала ў баразне знаходзіць
(Сам жа бачыў): і латы, і лукі, і стрэлы,
Дзіды, шаблі — адзнакі даўніны зымшэлай.
После разгрома татар впереди у города был период отосительно мирной жизни и расцвета, связанный с королевой Боной Сфорца. В ноябре 1519 г. Жигимонт 1 Старый подарил молодой очаровательной жене не только Пинск и Давыд-Городок, но и Клецк. Возможно, когда-нибудь на городской площади появится памятный знак в её честь. К середине 16 века благодаря аграрной реформе, проведенной Боной Сфорца, Клецк приобрел черты типичного европейского города Нового времени. Центром городской жизни стала рыночная площадь, на которой проходили ярмарки и торги. Но… прошли века, площадь и отходящие от нее, словно лучи солнца, улицы изменили свой облик и свои названия. Сейчас она носит имя… Владимира Маяковского. А четыре улицы: Гагарина (бывшая Виленская), Ленина (бывшая Несвижская), Первомайская (бывшая Пинская), а также Советская (бывшая Цеперская). Боже, что за названия!
О новейшей истории Клецка — в нашем следующем материале.