Кальвинистских храмов (так называемых сборов, или, по-белорусски, збораў) до середины ХVІІ столетия в Беларуси насчитывалось, по свидетельству историков, почти девяносто. Многие из них были деревянными, и от века к веку число их сокращалось, по мере того как кальвинисты теряли свои позиции и деревянные святыни, ветшая, разрушались. До наших дней уцелело лишь несколько в большей или меньшей степени перестроенных и по-разному используемых кирпично-каменных храмов, один из которых — в Жодишках. Его судьба очень поучительна! В экскурсии Виаполя «И музыкой звучат воспоминанья…» по маршруту Крево — Залесье — Сморгонь — Жодишки — Вишнево мы как раз говорим об этом… https://viapol.by/corporate/bel-1.11.htm
Однако, прежде чем говорить об этом памятнике, несколько слов о самом кальвинизме. Радикальная доктрина французского богослова и блестящего писателя Жана Кальвина (Ковен — так звучит его фамилия по-французски, что значит «лысый»), выходца из среднего сословия, уже при жизни признанного всеми учителя протестантизма, нашла в Великом Княжестве Литовском благодатную почву и могущественного покровителя — канцлера и виленского воеводу Миколая Радзивилла Черного. Его пример обращения в «новую веру» — публично это случилось в 1553 году — вдохновил многих.
Почти во всех крупных городах Беларуси появились кальвинистские школы, в которых обучались дети шляхты. Последователи Кальвина принимали активное участие в деятельности государственных органов, благодаря чему уже в 1563 году протестанты, наряду с православными, были уравнены в правах с католиками. Однако католическая церковь повсеместно ответила на критику протестантов Контрреформацией, которую возглавил орден иезуитов, что привело к религиозным войнам в Европе. В Беларуси это противостояние не приняло столь радикальных форм. Основные положения о веротерпимости были зафиксированы в монарших привилеях и в Статуте 1588 года. Таким образом, Речь Посполитая Обоих Народов, объединившая Великое Княжество Литовское и Королевство Польское, превратилась во второй половине ХVІ столетия в одно из самых религиозно-терпимых государств Европы. Но даже внутри семей магнатов, шляхты и части зажиточных горожан, где кальвинизм пустил особенно глубокие корни, после заключения Люблинской унии (1569) происходит смена религиозных приоритетов — протестантизм постепенно утрачивает свое влияние. Дети кальвинистов, охотно поступая в иезуитские коллегиумы, которые давали прекрасное по тем временам образование, выходят из этих учебных заведений рьяными католиками. Лишаясь крупных покровителей, меценатов, кальвинисты вынуждены были сворачивать свою деятельность. Закрываются их храмы, школы, типографии…
Село с балтским именем Жодишки расположено в двадцати километрах от Сморгони при старинной дороге, идущей на Свирь. Считается, что сбор был построен тут в 1612 году. В процессе переделок храма в начале ХХ века к нему добавили две боковые каплицы. Кроме того, была изменена ориентация святыни. Главный вход устроили с восточной стороны, и колокольня оказалась над алтарем. В довершение ко всему в Первую мировую войну башня была сильно повреждена и уже более не восстанавливалась, а ее нижний ярус превратили в апсиду, укрепленную угловыми контрфорсами.
Сегодня храм внешне выглядит более чем скромно. Аскетичность, архаично-массивная архитектоника присутствуют и в конструкциях интерьера памятника, что было вполне в духе кальвинизма. Вместе с тем при переделке сбора под костел в середине ХVІІІ столетия в нем появились подчеркнуто декоративные, исполненные в стиле рококо алтари — главный и два боковых. Своды каплиц украсились в 30-х годах ХХ века живописью, выполненной известным белорусским художником Петром Сергиевичем (1900 — 1984).
Чтобы понять, сколь сложен и противоречив был исторический путь памятника, уместно проследить эволюцию смены его хозяев. В 1709 году в Жодишках по соседству со сбором обосновались иезуиты. В своей усадьбе последователи Игнатия Лойолы возвели деревянный костел, затем открыли школу и аптеку, выстроили каменный двухэтажный коллегиум. Под напором иезуитов кальвинисты вынуждены были капитулировать и покинуть свое насиженное гнездо. А их сбор перешел к иезуитам.
После издания в 1773 году буллы папы Римского Климента XIV о запрете ордена иезуитов жодишский коллегиум, как и многие другие, был упразднен. И хотя гонимые отовсюду иезуиты благодаря своей изворотливости нашли приют на землях Российской империи, куда после третьего раздела Речи Посполитой (1795) попали и Жодишки, однако здание местного коллегиума стало собственностью новых владельцев местечка. В конце ХVIII столетия они переделали его в усадебный дом-дворец с трехэтажным ризалитом, сохранившийся тут доныне и используемый под больницу вот уже 70 лет…
Однако вернемся к сбору, ибо разговор о нем отнюдь не закончен. Перешедший к иезуитам, он в 1820 году (после высылки иезуитов из Российской империи согласно указу императора Александра I — так завершился начатый Екатериной II и законченный ее любимым внуком Александром почти полувековой «флирт» российских властей с последователями Игнатия Лойолы) стал фарным Троицким костелом и даже после восстания 1863 года избежал печальной участи многих закрытых властями католических святынь, оставшись действующим приходским костелом, каковым является и сегодня!
В 1924 году священником этого костела стал Винцент Годлевский — известный белорусский религиозный, общественный и культурный деятель. Свою жизнь он посвятил служению Богу и белорусской идее. В 1918 году отец Винцент вошел в состав Рады — правительства Белорусской Народной Республики. В здешнем костеле он начал читать проповеди на белорусском языке. Два года его пребывания тут произвели переворот в самосознании прихожан. Сюда потянулся народ из соседних парафий. Жодишки обрели известность во всей Западной Беларуси! Польские власти арестовали ксендза, но из-за протестов общественности вынуждены были его освободить. Как национальный герой вернулся он в храм. Потом последовали другие аресты, тюрьмы — борьба за белорусизацию Костела продолжалась. В 1942 году, незадолго до Рождества Христова, Винцента Годлевского схватили фашисты в оккупированном Минске. На 54-ом году жизни он был расстрелян в концлагере Тростенец, так и не успев отслужить Рождественскую мессу... Его судьба, как и судьба костела в Жодишках, изобилует тяжелыми испытаниями. И храм ХVІІ — ХХ веков является сегодня зримой иллюстрацией непростого пути, пройденного и кальвинизмом, и католицизмом на наших землях.
Все экскурсии Виаполя смотрите в разделе "Экскурсии по Беларуси" https://viapol.by/belarus.htm. В этом году там нет посещения Жодишек, но поехать на эту экскурсию Вы можете своим предприятием-командой, заказав эту экскурсию «И музыкой звучат воспоминанья…» по маршруту Крево — Залесье — Сморгонь — Жодишки — Вишнево https://viapol.by/corporate/bel-1.11.htm |