RU
Главная / Новости
15 марта 2018 г.
Вся культура — из культа
Синагоги
Вся культура — из культа.
Николай Бердяев

Он был долог, очень долог, — этот путь в Землю Обетованную, что пролег для еврейского народа через тысячелетия и континенты… От заключенного Богом с Авраамом Завета, во исполнение которого была обещана праотцу евреев и его потомкам земля Ханаанская («земля, текущая молоком и медом»), до основания на этой земле 70 лет тому назад, в 1948 году, Государства Израиль отшумело ни много ни мало почти сорок столетий…

За эти века евреи то приходили, то уходили, то были изгоняемы, угоняемы в рабство из Земли Обетованной, то вновь возвращались в нее… Их история, по праву названная Священной историей, знала все: триумфы «золотого века» царей иудейских Давида и Соломона, трагедии и унижения пленений, тысячелетия «жизни в рассеянии», когда подавляющее большинство народа кочевало по миру, вполне оправдывая свое имя: евреи — на иврите «иврим», что означает: «пришельцы», «переселенцы»…

Рассеиваясь-расселяясь среди других народов, они разделяли с последними все превратности собственной и чужой судьбы, но сохраняли в душе, в сердце, в привычках, в житейском укладе неколебимую никакими, даже самыми грозными и жертвенными, испытаниями приверженность к той вере отцов и праотцов, что была скреплена Заветом с Богом, согласно преданию, в городе-государстве Харране.

География вынужденных путешествий еврейского народа потрясает воображение: Сирия, Антиохия, Курдистан, Аравия, Армения, Малая Азия, Греция, Македония, столица великой империи Рим, Испания, Африка — от гор Ливийских до Эфиопии и египетской Александрии… Как тут не вспомнить александрийского писателя Филона, утверждавшего, что «иудеи не как другие народы, запертые в границах своей страны: они обитают почти по всему миру и расселились по всем материкам и островам»!

При всем том, однако, это «великое рассеяние» вовсе не означало потерянности или, точнее, затерянности «переселенцев» между иными племенами и народами, ибо и в этих, крайне неблагоприятных для национальной консолидации обстоятельствах евреи составляли, вне всякого сомнения, один народ, связанный между собой неразрывными, воистину магическими узами… Сплетала эти узы вокруг себя Вера — Закон Моисеев, Священное Писание.

Рушились старые монархии и империи. На их месте появлялись новые. Гордый Рим сделался властелином мира. Языческого мира, который, стоя у края бездны нравственного падения, изверился в своих многочисленных богах и отчаянно искал Бога истинного, единого. И Он явился из среды иудеев — Иешуа Машиах, по-гречески — Иисус Христос, по-русски — Спаситель Мессия (Помазанник). С Него начался Новый Завет, родилась новая религия — Христианство, на вселенском фундаменте которой будет выстроено величественное здание европейской и общечеловеческой культуры и цивилизации. А иудеи? Став первыми христианами и понеся за это очередные немалые жертвы, они отдадут Христа новообращенным народам — и станут ждать другого Мессию. И вновь отправятся в неизведанный путь…

Дороги приведут этих вечных странников в Великое княжество Литовское, на землю, которая ныне называется Беларусью, Литвой, Украиной. Они поселятся в Священной Римской (Германской) империи, в Королевстве Польском. На исходе ХVIII столетия евреи окажутся в пределах Российской империи. И повсюду, куда бы ни привел их Случай или Божий Промысел, оставят они свой неизгладимый след.

Пожалуй, ярче всего этот след был явлен в сакральной жизни, материальным воплощением которой стала синагога. Само это слово в переводе с греческого значит: «собрание», «дом собраний». Многие исследователи полагают, что синагоги появились в пору Вавилонского пленения иудеев и после возвращения их в VІ веке до н.э. в Палестину эти дома для молитвенных собраний стали строить как во всех более или менее значительных городах Святой Земли, так и за ее пределами. Храмами в строгом смысле слова синагоги не являются, ибо в них отсутствует алтарь, а главное — у евреев мог быть только один храм, что служило выражением веры в существование единого Бога — Ягве.

Поначалу святилищем Ягве во времена пророка Моисея был переносной походный храм — Скиния (по-гречески: «шалаш», «шатер») с Ковчегом Завета. Скинию заменил Иерусалимский храм, возведенный израильским царем Соломоном и разрушенный вавилонским царем Навуходоносором. Позже Зоровавелем на месте первого был поставлен Второй храм, уничтоженный римлянами в 70 году. С той поры евреи остались без Храма, если не считать уцелевшей ограды западной стены Второго храма, известной сегодня как «Стена Плача».

В отсутствие Храма синагоги стали местом для молитвенных собраний, происходивших каждую субботу («шаббат»). Вписываясь в исторические ландшафты разных стран, синагоги отражали в своем внешнем облике архитектурные веяния той или иной эпохи, но при этом недвусмысленно подчеркивали свою конфессиональную обособленность, индивидуальность. Что касается интерьеров синагог, то неизменным был их абстрактно-аллегорический строй как следствие самого духа иудаизма, пронизанного многозначной символикой. Редкие, но все же встречающиеся примеры проникновения образов вещного мира в декоративное оформление синагог лишь подчеркивают общую тенденцию рассудочной метафоричности синагогальных интерьеров.

Синагога была и остается для еврея очагом духовности, национального единения и самоидентификации… Тем светом во мраке мировых блужданий, который не дал сбиться с пути в Землю Обетованную. И вот уже сам собой державно всплывает в памяти библейский «столп огненный», что вел завороженного Моисея и его народ из египетского плена — к свободе, к земле, обещанной Богом, шествовавшим во главе этой торжественно-лучезарной процессии!

Сорок лет Исхода обернулись сорока столетиями Восхождения из рабства заблуждений к новым духовным открытиям, к себе самому — тоже новому... Так число «сорок» в бытии народа обрело очертания некоей парадигмы самоотверженности, а желанная избранность воочию предстала не столько щедрым подарком небес, сколько — нежданно-негаданно — тяжелейшей ношей…

«Лэх-лэха!» («Встань и иди!») — с этим призывом обратился Бог к Аврааму. Через две тысячи лет с такими же словами обратится к своим ученикам-апостолам Иисус Христос. Пора пойти и нам… Не спеша, пристально вглядываясь в облик синагог, уцелевших на нашей земле (в Гродно, Слониме, Пинске, Мире, Ивье, Ружанах, Столине, Ошмянах, Могилеве и т.д.) и включенных во многие экскурсионные маршруты «Виаполя». Эти памятники хранят для нас ароматы безвозвратно ушедшего времени. И в наши дни обретают новое звучание, как Гродненская синагога, которая ведет свое начало из ХVI века и после недавней реставрации стала еще и музеем истории и культуры здешней еврейской общины, филиалом Гродненского музея истории религии.
___________________
Анатолий ВАРАВВА