RU
Главная / Блог о путешествиях
16 декабря 2021 г.
Автор: Анатолий Варавва
Фото: Виаполь
Борисову изначально, в силу его географического положения, была уготована роль межевого, дозорного города, что нашло прямое отражение в его гербе, данном в 1792 году монархом Речи Посполитой Станиславом Августом Понятовским. На серебряном поле герба были изображены ворота с двумя башнями и парящий в облаке над ними апостол Петр с двумя ключами в правой руке. Не правда ли, невольно возникает ассоциация с вратами в рай?..

Герб Борисова

Старый герб Борисова

Вот только, увы, жизнь города «райской» отнюдь не назовешь: войны слишком часто посещали Борисов ― такова типичная судьба города-крепости на важнейшем стратегическом направлении из Восточной Беларуси в Россию. Казалось бы, военные события должны были оставить в анналах города подробные свидетельства героизма и мужества местных жителей, но, как отмечал еще в 1847 году в «Описании Борисовского повета» граф-историк Евстафий Тышкевич, «в исторических источниках об этом говорится очень мало», да и «не нашлось собирателя преданий, который на свой лад развил бы события далекого минувшего и сложил бы песни».

Приняв версию об основании города полоцким князем Борисом, стоит сказать, что последний за неудачи в борьбе с земгалами был изгнан из Полоцка, а затем вновь возвращен в столицу кривичей, когда о Борисове заговорили уже и летописи — Лаврентьевская и Ипатьевская. В 1128 году Борис умер, оставив в память о себе не только город, но и так называемые Борисовы камни — монументальные памятники истории, письменности и природы одновременно. Эти огромные гранитные валуны имеют под изображением шестиконечного креста надпись: «Господи помози рабю своему Борису». Специалисты давно, но пока безуспешно бьются над разрешением загадки: что означают эти камни и о какой помощи князю Борису просят они Бога? Версий — через край, но ни одна из них не является безупречно аргументированной.

Памятник князю Борису — основателю города

Со смертью князя Бориса основанный им город становится центром удельного княжества и вместе с другими кривичскими княжествами подпадает под власть Киева, однако ненадолго. Час распада «империи Рюриковичей» пробил в 1132 году, когда ушел из жизни великий князь киевский Мстислав Владимирович и независимость Полоцкой земли была восстановлена, но затем и Полотчину постигла участь Киевской Руси. Борисов же на три с лишним столетия погрузился во мглу…

Так выглядит древний центр Борисова в наши дни

СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ

Письменные источники «вспомнили» о нем только в 1450 году (!), и уже в другом государстве — Великом Княжестве Литовском. В 1563 году город получил магдебургское право и стал центром волости, позднее староства — великокняжеского имения. Поделенное в 1560-х годах между Минским и Оршанским поветами, Борисовское староство хотя и существенно ужалось в своих размерах, но просуществовало аж до второго раздела Речи Посполитой (1793), являясь собственностью магнатов: то Радзивиллов, то Огинских, то опять Радзивиллов. Через два года Борисов стал поветовым городом и избавился от радзивилловской опеки в 1798 году, а бывшая волость-староство в ХIX веке отошла к великим князьям из Дома Романовых.

Смена власти в крае привела к тому, что на Березине в 1797 году начали строительство крупной водной системы, которая должна была соединить Черное и Балтийское моря через Западную Двину, Днепр и их притоки. Это сложное гидротехническое сооружение, длиной в 160 километров, со множеством шлюзов, плотин и каналов, созданное на протяжении восьми лет руками десятков тысяч крепостных крестьян-землекопов, просуществовало до начала ХХ столетия, после чего, не выдержав конкуренции с железными дорогами, пришло в упадок. Однако для Борисова Березинская система оказалась мощнейшим толчком в экономическом развитии: город превратился в главный порт на Березине и центр судостроения в Беларуси. Как символ этого впечатляющего взлета поднялся над рекой высокий разводной мост…

Старый железнодорожный мост через Березину

Когда возникла идея прокладки железной дороги из Бреста на Москву, направление ее в сторону Минска — Борисова не было у проектировщиков из российского министерства путей сообщений приоритетным. И лишь благодаря настояниям великого князя Николая Николаевича, брата Александра II, в 1868 году появилась резолюция императора, которая положила конец спорам, — три года спустя дорога прошла через борисовские владения Романовых. В трех километрах от Старо-Борисова, на правом берегу Березины, появился двухэтажный деревянный вокзал, впоследствии замененный на кирпичный, а возникший вокруг него поселок получил имя Ново-Борисов (с 1900 года он вошел в городскую черту).

Таки да, начался настоящий промышленный бум! Сюда хлынули предприниматели разных мастей и интересов. Вырастали фабрики и заводы. Не остался в стороне от веяний времени и великий князь Николай Николаевич — он обзавелся собственной мельницей и лесопильным заводом.
Через треть века после пуска железной дороги в городе было уже более 30 фабрик и заводов. Особенно славились своим качеством здешние хрустальные изделия, бумага и спички, которые представляли Борисов на международных ярмарках, получая высокие награды. Широкую известность приобрели борисовские пароходы (между прочим, в Беларуси пароходы только здесь и производили). Стремительно росло население города, и в конце 1910 года оно достигло уже 20 тысяч человек — ныне в Борисове более 140 тысяч жителей.

Воскресенский собор — колоритный памятник Борисова

Менялся к лучшему облик исторического центра города, где жила городская знать: купцы, духовенство, офицеры. Там мостились улицы, деревянные дома заменялись каменными, на улицах появлялись газовые фонари… В то же время Ново-Борисов, вдвое превзойдя по площади Старо-Борисов, прозябал в неустроенности и страдал от скученности населения. Мещане развлекались в выходные дни прогулками по мосту через Березину да на вокзальном перроне, где играл духовой оркестр пожарников. Появление в городе первых кинотеатров и клубов, налаживание самодеятельных спектаклей и концертов, безусловно, вносили оживление в повседневное серое существование…

ЛИЦО ГОРОДА СЕГОДНЯ

Ушел ХХ век с его революционными и военными потрясениями, и к сегодняшнему дню Борисов превратился в крупнейший, разумеется после Минска, город столичной области! В его древнем центре, на бывшей Рыночной площади, стоит монументальный православный Воскресенский собор (1874) ― броская и колоритная архитектурная вариация на тему московско-ярославского культового зодчества ХVII столетия. Рядом с собором в 2002 году был поставлен памятник основателю города ― князю Борису.

Костел Рождества Девы Марии доминирует своей звонницей над старой застройкой города

Неподалеку находится каменный костел Рождества Пресвятой Девы Марии, строительство которого велось в 1806—1823 годах в формах позднего классицизма. Сейчас его восстановленная пятиярусная башня возвышается над рядовой застройкой и вместе с брамой-звонницей (1907) Воскресенского собора формирует силуэт Старо-Борисова.

Среди одно-, двухэтажных каменных жилых домов выделяется дошедшее почти в первозданном виде кирпичное здание синагоги (когда-то их было в Борисове тринадцать — уцелели три). Несомненно, внимание туриста привлекут протяженные торговые ряды (1908) с кирпичным узорочьем по фасаду.

Памятник «Батареи»

В Ново-Борисове «реликтовым» местом считаются «Батареи» ― артиллерийские земляные укрепления, которые возводились по плану Барклая де Толли накануне войны 1812 года для обеспечения прикрытия 20-тысячной российской армии. С их строительством, однако, не успели вовремя управиться, и потому своей оборонительной роли они так и не сыграли. Но при отступлении наполеоновского войска тут происходили жаркие сражения: кавалерийский корпус российского генерала Карла Ламберта вступил в схватку с оборонявшими батареи белорусско-польскими частями, входившими в состав «Великой армии» французского императора. Потери оказались значительными с обеих сторон. Граф Ламберт был тяжело ранен. Мост через Березину, что располагался у батарей, русские войска захватили и уничтожили. Надежда на переправу армии в Борисове для Наполеона тотчас рухнула — и он пребывал в гневе и отчаянии…

Император Наполеон (1769—1821)

Однако оставим пока 43-летнего французского императора в его мрачных раздумьях и лихорадочных поисках выхода из тупика. Мы еще вернемся к разговору об его пребывании в окрестностях Борисова.