RU
Главная / Блог о путешествиях
24 марта 2003 г.
Автор: Галина Потаева
Фото: Виаполь
22 марта 2003 года по предложению газеты "Туризм и отдых" мы ответили на призыв поучаствовать в деловой игре «Если бы министром был я». Вместе со студентами 4-го курса специализации «Туризм и экскурсионный менеджмент» Географического факультета Белгосуниверситета мы совершили мозговой штурм — что надо сделать для развития туристской привлекательности страны. Для местных и зарубежных туристов. Ниже — основные мысли на эту животрепещущую для нас тему.

Зелень в городе

• Следует создать команду советников (специалистов-профессионалов) из представителей отрасли и смежных отраслей, в которую вошли бы грамотные специалисты — экономисты, системные аналитики, специалисты рекламной деятельности, etc…
• Разработать с привлечением специалистов реальную программу развития туризма, в которой все интеллектуальные изыски вылились бы в список конкретных экономических мероприятий: тогда-то ввести это, снизить это, убрать это, построить это…
• Туризм — явление межотраслевое, социальное, очень сложное. И чтобы процесс пошел, надо нащупать механизм, найти экономический катализатор усилий по превращению суммы ресурсов, инфраструктуры, рекламы в действительно эффективный туристский продукт. Нам надо туристский экономический план Бальцеровича или план Маршалла — эффективный и ясный.
• Привлекла бы специалиста из-за рубежа, хотя бы из Польши, которая в конце 20-го века совершила самый большой прыжок в туристском рейтинге стран — поднялась за 5 лет (с 1990 по 1995 год) с 25 места на 9 в списке стран — лидеров по приему туристов и продержалась там до конца столетия. У них тоже климат не очень!
• Нам не надо ориентироваться на прием туристов из порядочных западных стран, надо спокойно развивать внутренний туризм и соседский. К соседям всегда ездят больше всего, для них в первую очередь сделать не повышающий коэффициент в гостиницах, а понижающий, что ли…

Сельский завтрак

• Сделать льготное налогообложение для туров по Беларуси, если мы заинтересованы в развитии внутреннего туризма. Сэкономленные деньги стимулировать направлять на пожертвования на объекты, которые входят в тур — замки, сакральные сооружения, просто на спецсчет посещаемых туристских городов… Эти пожертвования должны не облагаться налогами (а то сейчас они облагаются налогом на прибыль и НДС, всего 40%!), это будет экономически выгодным и для туристских фирм, и для других жертвователей.
• Создать систему благодарности за пожертвования (благотворительные взносы, спонсорство) на восстановление и развитие памятников. Можно сделать как в Вавеле — таблички с фамилиями жертвователей и названиями организаций (без указания сумм). Или как в Национальном Музее в Лондоне — внутри здания большой стенд с указателями жертвователей… Люди тщеславны, богатый человек ради удовольствия увидеть увековеченной свою фамилию на стене замка поделится честно заработанными деньгами…
• Надо сделать «прозрачным» бюджет расходования этих пожертвований, печатать его в «ТиО» или других газетах, траты должны идти только на ремонт и благоустройство, а не на командировки чиновников за границу для изучения опыта траты таких денег… Такую систему я видела в США в маленьких городках, принявших для себя приоритетным развитие туризма…
• Установить как в костелах и церквях симпатичные оригинальные урны с надписью «На восстановление и развитие памятника…»

В Музее имперских войн в Лондоне

• Не изобретать велосипед: в начале 50-х годов Франция приняла Программу развития вьездного туризма, которая состояла из 3 пунктов: 1) отмена вьездных виз для туристских групп вначале из США — страны, наименее пострадавшей в годы войны, а затем и других стран ( а у нас самые дорогие в мире визы, как будто к нам очередь на границе); 2) групповые скидки на железнодорожные билеты для туристских групп до 35% (а у нас скидки 10%, и на поезде поездка обойдется дороже, чем на автобусе — деньги идут не государственным железным дорогам, а частным владельцам автобусов); 3) специальный обменный курс доллара для туристских групп (мелочь, а приятная). Эта программа сработала в первые же годы. В начале 60-х, когда началась интенсивная миграция из сельской местности в города, и молодежь стала покидать живописные городки и веси, была принята Программа развития внутреннего туризма Франции, в соответствии с которой выдавались безвозмездные ссуды хозяевам домов на превращение их в пансионы. На эти деньги можно было делать ремонт, покупать мебель, автомобиль — все для приема туристов. И молодежь стала оставаться в этих городках и деревнях, и это стало для них прибыльным, престижным и интересным бизнесом, и сегодня во Франции создана целая система пансионов, домов семейного отдыха etc…
• Тут мало дедушки, закончившего университет, тут мало внешней вежливости в представителях сервиса, часто синонима вежливой наглости, тут надо материальная заинтересованность в доброжелательном обслуживании — перманентная книга жалоб, что ли…
• Государство не должно бояться проиграть финансово — закон всегда можно повернуть назад, тем более что нам (гражданам Беларуси) не привыкать, столько было всего в бурные 90-е…
• Превратить наши учреждения длительного отдыха в учреждения действительно длительного отдыха,
• Составить для президента список городов, в которых надо проводить «Дожинки» и общегосударственные праздники с его присутствием, включив в него Слоним, Пинск, Волковысск, Воложин и др.
• Учредить Медаль, награждать ею людей, своим трудом реально наиболее способствующих туристскому развитию и облагораживанию Беларуси. Первые кандидаты — священник из Мосара Иосиф Булька, создавший своими руками и с помощью односельчан великолепный ландшафтный парк; Рубен Атоян, автор прекрасных рисованных туристских карт Минска, Мира, Несвижа… Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы, Кракова, Гданьска, Венеции, etc… (их можно раздавать туристам в аналогичных путешествиях, стоят они от 360 р.); Анатолий Варавва, не сидящий в президиуме сомнительных мероприятий, а проводящий экскурсии — там он бог, и после его экскурсий у людей не хватает слов, чтобы выразить восторг, он заставляет любить и уважать наше прошлое (и он сидит в библиотеках!). Список кандидатов должен печататься в «Туризме и отдыхе», а победителя определять голосованием…
• Еще раз провести какой-нибудь праздник в Несвиже и наконец завершить ремонт Ратуши и Ратушной площади — а то хуже, чем было…
• Мы не станем туристской Меккой — и не надо. Мекка только тем и известна, что она Мекка. Давайте станем просто хорошей страной!