RU
Главная / Блог о путешествиях
5 марта 2021 г.
Автор: Анатолий Варавва
Фото: Виаполь
Продолжим наши виртуальные путешествия. И направимся в Снов — к самому, пожалуй, таинственному дворцу в Беларуси, охраняемому денно и нощно милицией. "Только через забор, не подходить!" — надписи и предостережения. Грандиозный — длиной более 140 метров — дворец и парк ждет лучших времен. В Снове более двух с половиной тысяч жителей. И живут они в окружении красивейшего исторического пейзажа, наполненного воспоминаниями о минувшем — близком и далеком: ведь недавно Снову исполнилось 540 лет… Увидеть то, что можно увидеть, услышать невероятные истории приглашаем на экскурсиях: "По обеим сторонам "белорусского экватора" (Ишкольдь — Снов — Вольно — Столовичи — Заосье — Городище — Большая Своротва — оз. Свитязь) https://viapol.by/assembly/6.20.htm. А потом еще будет и "Радзивиллиада"

Дворцово-парковый ансамбль Снова с высоты птичьего полета… Спасибо Travelling.by за фото!

Среди характерной советской застройки, появившейся тут в 70-80-х годах прошлого века, когда Снов, все более набирая силу, застраивался как «образцово-показательная» деревня, обращает внимание недавняя застройка агрокомбината "Снов", широко известного в стране и за ее пределами своей отменной мясо-молочной продукцией. Былое имение, а затем местечко Снов теперь именуется агрогородком. Такое название он получил в 1994 году, став центральной усадьбой агрокомбината «Снов».
Снов — это таки вкусно!

ДВА ВЕКА РДУЛТОВСКИХ

В центре Снова поднимает к небу свои башни недавно возвращенный к жизни костел во имя Иоанна Крестителя. Заложил святыню в 1760 году Ян Крыштоф Рдултовский. С 1866 года в этих стенах действовала церковь; затем, когда Снов в 1921 году включили в состав Польского государства, храм вновь стал костелом, после Второй мировой войны долгие годы лежавшим в руинах. В 1990-х годах его отстроили.

Костел Св. Иоанна Крестителя

Это — памятник барокко, две осанистые трехъярусные башни которого определяют силуэт Снова. Центр фасада, расчлененного широким декоративным поясом, завершает щит криволинейного рисунка с монограммой Иисуса Христа и небольшой главкой. У входа установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. В алтаре храма сохранились пилястры коринфского ордера, однако не уцелела настенная живопись.

Интерьер храма

Улица от костела прямиком ведет к основной здешней достопримечательности — дворцово-парковому ансамблю. Дворец был возведен к 1827 году Казимиром Рдултовским. С ранних лет он жил и учился в Англии. В Оксфорде получил звание доктора философии. Впоследствии женился на своей сводной сестре Терезе (дочери отца от второго брака), уплатив церковным властям немалые деньги за разрешение на родственный брак. Несмотря на пересуды, сей союз оказался счастливым: у пары было трое детей. В 1811 году Казимира избрали новогрудским поветовым маршалком (предводителем дворянства). Тогда же он поселился в Снове, где сначала занялся садом, а позднее начал строительство дворца.

Рдултовские — таблица в Костеле

В ходе франко-российской войны, 8 июля 1812 года, в Новогрудок прибыл с вестфальским корпусом 28-летний Жером Бонапарт — младший брат французского императора Наполеона, «король Вестфалии», как звучал его титул. Король со своей многочисленной свитой разместился в лучшем здании города — радзивилловском дворце на Рыночной площади, где местная шляхта устроила ему торжественный обед, на котором с приветственным словом выступал маршалок Казимир Рдултовский.

Дворец Рдултовских в Снове, начало XIX века. Фото Traveling.by

Заметим кстати, что польский род Рдултовских, герба Дрогослав, был одним из самых влиятельных и богатых шляхетских родов, связанных с Беларусью. И хотя Рдултовские не принадлежали к числу местной шляхты, но, поселившись на белорусских землях в XVII столетии, отлично зарекомендовали себя на государственной службе. В благодарность за верное служение новой Отчизне они получали почетные государственные должности, участвовали в работе сеймов. С их именами история местечка крепко связана на протяжении более двухсот лет!

Герб Рдултовских «Дрогослав»

КАМЕНЬ В ОГРАНКЕ КЛАССИЦИЗМА
Ансамбль, выдержанный в стиле классицизма, раскинулся на территории площадью почти в 50 га и находится под государственной охраной. Нет-нет, это не просто обязательные слова на охранной доске Министерства культуры РБ. Дворцово-парковый комплекс и вправду денно и нощно охраняет милиция, которая заменила тут сторожей бывшего госпиталя пограничных войск, на территории которого он оказался в советское время. Госпиталь в 2014 году ликвидировали, а спустя четыре года, во время проведения в Снове республиканского субботника, было торжественно заявлено, что дворцово-парковый ансамбль в агрогородке Снов будет включен в «Несвижское золотое туристическое кольцо». Об этом журналистам сообщил тогдашний председатель Совета Республики Михаил Мясникович, родившийся в 1950 году в Новом Снове, что по соседству со Сновом и Горным Сновом (все они располагаются рядом друг с другом).
Судя по всему, пока «кольцо» станет реальностью, немало воды утечет в речке Сновке, на берегу которой расположилась обширная резиденция Рдултовских. Дворец прежде насчитывал около ста комнат, вытянувшись в длину аж на 140 метров! Но столь протяженный фасад архитектор Бронислав Тычецкий искусно поделил на разновысотные, ритмически пульсирующие объемы — и результат оказался налицо: счастливо избежав композиционной монотонности, дворец обрел элегантную респектабельность…

Парадный фасад дворца

Двухэтажный центральный корпус, украшенный красивым ионическим портиком, соединен одноэтажными крыльями с двухэтажными же ризалитами, от которых идут длинные галереи к двум завершающим композицию одноэтажным павильонам. Причем одна из галерей решена в виде открытой колоннады, другая ― как колоннада, примыкающая к стене.

На первом этаже, слева от главного входа, находился ранее парадный зал дворца, украшенный карнизом и большой изразцовой печью. Второй этаж отводился под жилые комнаты и спальни. В боковых крыльях и в павильонах также размещались главным образом жилые и хозяйственные помещения.

Галерея, открытая в парк…

По обе стороны от дворца были разбиты парки. Перед главным фасадом некогда лежал травяной газон, украшенный цветочными клумбами и декоративным кустарником. С тыльной стороны резиденции тянулись аллеи пейзажного парка, в котором преобладали липы, клены, ясени... Композиционной основой парка была искусственная система водоемов со множеством островков, соединенных пешеходными мостиками. Вода поступала из подземных источников и из ручья, притока речки Сновки. Ложе водоемов было выложено бутовым камнем. Тенистые аллеи, купы деревьев, каналы, мостики, остров с беседкой — все это придавало усадьбе особое, романтическое очарование…

ROTA FORTUNAE

По смерти Казимира Рдултовского Снов перешел к его старшему сыну Константину Евстафию (1804—1869), который окончил Сорбонну, увлекался поэзией, переводил на английский язык стихи Мицкевича, сведя с великим поэтом личное знакомство. Наделенный от природы множеством талантов, он, однако, не умел экономить и в итоге промотал состояние: по легенде, проиграл в карты почти все владения отца, в том числе и сновскую усадьбу, и закончил жизнь в бедности…

Сейчас почти все Рдултовские живут в Польше. Один из них — прямой наследник создателя дворца — Ян Рдултовский, выпускник Варшавской школы экономики, не раз бывал в Беларуси, посещая места, связанные с предками.

Барон Густав Гартинг (1819—1879)

Судьбу Снова и его окрестностей после Рдултовских вершили новые именитые хозяева: в 1854 году здешним владельцем стал 35-летний гусарский ротмистр в отставке, он же «потомок голландских мореходов», русский барон Густав Гартинг. При нем Снов в 1861 году получил статус волостного центра Новогрудского повета, а в 1865 году в местечке было открыто народное училище. По соседству, в Горном Снове, им был выстроен роскошный усадебный дом, окруженный парком с тремя террасами и фруктовым садом. Словом, аристократическая жизнь била здесь ключом…

От Густава Снов перешел к его сыну Николаю, а затем — к внуку Генриху. Первая мировая война принесла дворцу немалые потери. Не имея достаточных возможностей все восстановить, Генрих Гартинг в 1925 году решил продать резиденцию Корпусу пограничной охраны Польши, ибо на ту пору Снов находился уже на территории Второй Речи Посполитой. (Вот откуда тут появились пограничники — сначала польские, а потом и советские!)

При новых владельцах здание дворца было отремонтировано — он служил канцелярией; кроме того, тут размещались жилые помещения и казино. Вторая мировая война оставила после себя новые раны... Из первоначального убранства во дворце Рдултовских — Гартингов до сих пор фрагментарно сохранились лепнина и паркет в бальном зале.

Потомки Гартингов со временем поселились в Польше, Франции, Аргентине… Листая старые семейные альбомы, как знать, быть может, вспоминают они с ностальгической грустью и этот дворец, в покоях которого, кажется, доныне звучат живые голоса минувшего… Ему совсем скоро будет 200 лет от роду! Все последние годы пустующий дворец пребывает в трепетном ожидании лучшей участи: а вдруг появятся здесь столь же рачительные владельцы, какие были у него прежде. Или — опять-таки вдруг! — случится чудо: воскресение дворца уже в волшебном блеске «золотого кольца» славного города Несвижа.

КОЛЕСО ФОРТУНЫ ПРОДОЛЖАЕТ ВРАЩАТЬСЯ

Вернемся, однако, вновь к Рдултовским. На окраине Снова, а точнее, уже в Горном Снове, расположен еще один памятник, связанный с их именем. Это — церковь Свв. Космы и Дамиана, история которой началась в 1769 году: именно тогда уже знакомый нам Ян Крыштоф Рдултовский принял решение построить на этом месте деревянную часовню в честь Свв. Петра и Павла. После того как часовня сгорела, на ее месте в 1836 году возвели храм из кирпича; позднее (1893) католическая святыня была освящена уже как православная церковь.

Церковь Свв. Космы и Дамиана

Храм доминирует над Сновом, располагаясь на горе в окружении старого кладбища. Он принадлежит к стилю позднего классицизма. Об этом свидетельствует пластика его архитектурных форм. Церковь не пострадала во время военных конфликтов и никогда не закрывалась, оставаясь всегда действующим храмом. Вместе с костелом и дворцом она визуально замыкает треугольник монументальных памятников в историческом ландшафте амбициозного агрогородка.