RU
Главная / Блог о путешествиях
12 февраля 2021 г.
Автор: Анатолий Варавва
Фото: Виаполь
Вроде бы ясно: название Берестовица — от бересты, березовой коры, даже если оно и взято от речки Берестовичанки, на которой стоит, рядом с белорусско-польской границей, районный центр, он же городской поселок, Большая («Вялікая» — по-белорусски) Берестовица. А вот что касается первого имени, то его происхождение для специалистов до сих пор загадка. Поэт Рыгор Бородулин с хитрецой утверждал, что «Вялікаю Бераставіцу вякі назвалі нездарма», но, к сожалению, так и не раскрыл тайны этого названия. Другие поэты рифмовали имя Берестовица со словами «зарница», «криница», «живица», «миловица», «столица»… Ах, чего не сделаешь любя!.. Приглашаем на экскурсии по Беларуси! https://viapol.by/belarus.htm

Ян Кароль Ходкевич — триумфатор Хотинской битвы 1621 года

Однако заглянем в Метрику Великого Княжества Литовского — собрание документов великокняжеской канцелярии. В дарственной грамоте от 12 июля 1506 года, за месяц до своей кончины, король польский и великий князь литовский Александр подарил «на вечные времена» своему тезке вельможному пану Александру Ивановичу Ходкевичу, впоследствии маршалку литовскому и воеводе новогрудскому, «за великие заслуги его предков перед Отчизной» и за его самого «верную и самоотверженную службу» села, земельные угодья, леса, реки, сеножати и т.д. В этом длинном перечне дарений, среди прочего, значится и Берестовица, но пока без обозначения «Большая» («Великая»). Наследники Александра Ходкевича владели ею до конца ХVI столетия. А затем она переходила из рук в руки многих титулованных особ: Сангушек, Тышкевичей, Мнишек, Потоцких, Коссаковских... Не правда ли, что ни родовое имя, то, пожалуй, целый том энциклопедии! Но на Большой Берестовице это почти никак не сказалось: она не выросла в крупное поселение — только в 1725 году от короля и великого князя Августа II Сильного официально получила статус местечка и, очевидно, магдебургское право, поскольку тут была построена ратуша, хотя письменного свидетельства о здешнем самоуправлении в архивах пока не найдено…

Костел Девы Марии — живая легенда Большой Берестовицы…

Самый монументальный памятник Большой Берестовицы — это пребывающий в живописных руинах и в лучезарном ореоле легенд костел Девы Марии. Без него Берестовицу так же совершенно невозможно представить себе, как Рим — без развалин Колизея… Считается, что храм был возведен в 1615 году виленским каштеляном Иеронимом Ходкевичем. Перестроенный в середине ХVIII столетия, он и сегодня воспринимается как брутальная раннебарочная постройка. По преданию, здесь в специальном саркофаге было погребено сердце Яна Кароля Ходкевича (1560—1621), выдающегося полководца и триумфатора в Хотинской «битве народов», в ходе которой было разгромлено мусульманское войско турок и их союзников и тем самым развеян миф о непобедимости Османской империи.

Большая Берестовица. Костел Преображения Господня (1909)

Спустя десятилетия после приспособления костела под православную церковь (1866) графу Юзефу Коссаковскому удалось добиться от царских властей разрешения на строительство новой католической святыни. Заложенный в 1909 году храм Преображения Господня являет собой деликатный пример неоготической архитектуры. Его яркая особенность — в эффектном фактурном столкновении материалов: тесаного известняка и побеленной штукатурки, которой тщательно прорисованы декоративные элементы главного и бокового фасадов. Экспрессию храму придает музыкальная партия стройной трехъярусной шатровой башни-звонницы, легко взлетающей к небу под ритмичный аккомпанемент ступенчатых контрфорсов…

В окрестностях Берестовицы есть как минимум два населенных пункта, заслуживающие отдельного упоминания.

Большие Эйсмонты. Костел Девы Марии (XIX — начало XX в.)

БОЛЬШИЕ ЭЙСМОНТЫ

Основанный Анной Эйсмонт в 1660 году деревянный костел во имя Св. Яна Непомука в 1840-х годах заменили кирпичным храмом, который был значительно переделан в начале ХХ века и сегодня носит имя Девы Марии, чей чудотворный образ, датируемый первой половиной ХVIII столетия, находится в главном алтаре святыни. В облике костела соединены черты классицизма и неоготики. Неглубокий четырехколонный дорический портик держит высокий треугольный фронтон с изображением лучей, исходящих от «Всевидящего Ока», заключенного в треугольник — символ Троицы. По обеим сторонам от входа в костел размещены арочные ниши для гипсовых скульптур, сейчас занятые декоративно решенными крестами.

КЛЕПАЧИ

Это старинное поселение во второй половине ХVIII столетия принадлежало магнатам Тышкевичам. И для своей красавицы жены 25-летней Терезы, урожденной Понятовской, племянницы последнего монарха Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, владелец Клепачей Винцент Тышкевич в 1785 году стал возводить на манер итальянской виллы летнюю резиденцию, окруженную парком и каналами. Начатое в спешном порядке строительство опекал, на правах «прораба», не кто иной, как… граф Калиостро.

Графиня Тышкевич, урожденная княжна Мария Тереза Понятовская (1760—1834)

В ту пору ему шел 43 год. Его имен, прозвищ, титулов было уже не счесть, а главный жизненный принцип графа гласил: «Время надо наполнять событиями — тогда оно летит быстро!» Балованное дитя авантюрного и блистательного ХVIII столетия, гений интриги, коварный, не ведавший поражений искуситель женских сердец, эрудит, острослов, маг... Да что там говорить! Все равно любые слова будут бледны перед фабулой его жизни, похожей на нескончаемый приключенческий роман… А что же его, этакую заморскую диковинку, привело сюда? Да всего-навсего мужнины средства Терезы, коим он нашел достойное вложение — дворец «Симфония»…

Однако вторжение графа в семейную жизнь четы Тышкевичей, и без того далеко не безоблачную, завершилось полной какофонией: Тереза, познакомившись с Калиостро в одном из варшавских салонов, бежала за своим кумиром, не в правилах которого было долго задерживаться на одном месте. Дворец местные жители переименовали в «Синфаны» — он дошел до наших дней в виде фундаментов. Сохранились лишь фрагменты парка да озеро. И — легенда, обольстительная, как само время, откуда она родом…