RU
Многоголосие вер и тра­ди­ций
Марш­рут 2.20: Ивье — Трокели — Радунь
Бе­ла­русь на про­тя­же­нии всей сво­ей ис­то­рии бы­ла кра­ем, от­кры­тым для раз­ных этносов, религий, куль­тур­ных тра­ди­ций. Экс­кур­сия яр­ко иллюстрирует эту открытость, толерантность, многообразие куль­тур­ных пластов ис­то­ри­че­ско­го на­сле­дия.
ИВЬЕ ино­гда на­зы­ва­ют "ма­лень­ким Иеру­са­ли­мом". И это не про­сто метафора! Здесь мож­но по­се­тить един­ствен­ный в стра­не Музей на­ци­о­наль­ных куль­тур, повествующий о гар­мо­нич­ном со­сед­стве раз­ных на­ци­о­наль­но­стей на бе­ло­рус­ской зем­ле. Именно в Ивье на быв­шей Рыночной пло­ща­ди по­став­лен уни­каль­ный па­мят­ник "Единство че­ты­рех кон­фес­сий": католицизм, иудаизм, православие и ислам. И слов­но в про­дол­же­ние этой те­мы о веротерпимости и сотрудничестве у стен ко­сте­ла св. Пет­ра и Пав­ла 15-18 вв. речь пой­дет о ле­ген­дар­ной здешней Ака­де­мии ари­ан, ко­то­рая бы­ла од­ним из цен­тром об­ра­зо­ва­ния в Великом Кня­же­стве Литовском в 16 ст. Монументальная статуя Хри­ста у ивьевского ко­сте­ла невольно ассоциируется со зна­ме­ни­той скульптурой в Рио-де-Жанейро.

В ТРОКЕЛЯХ нас встре­ча­ет скромный де­ре­вян­ный ко­стел Посещения Ма­рии (1809). Про та­кие постройки го­во­рят: па­мят­ник на­род­но­го зод­че­ства. Рядом с ко­сте­лом — двухъярусная звон­ни­ца, а так­же подиум, на ко­то­ром еже­год­но 2 июля, на "фэст", совершаются торжественные богослужения для ты­сяч ве­ру­ю­щих: ведь уже бо­лее де­ся­ти лет свя­ты­ня в Трокелях яв­ля­ет­ся Санктуарием Ма­те­ри Бо­жи­ей Трокельской. Еще в ХVI сто­ле­тии тут по­явил­ся храм, в ко­то­ром хра­ни­лась привезенная в 1595 г. из Виль­ни ко­пия чудотворного образа Богоматери Снеж­ной. Во вре­мя пожара 1656 г. ко­стел сгорел — ико­на же осталась не тронутой ог­нем. С той по­ры у нее случаются чу­дес­ные исцеления, что и при­вле­ка­ет сю­да па­лом­ни­ков со всей Бе­ла­ру­си и дру­гих стран.

РАДУНЬ. Письменная ис­то­рия это­го го­род­ско­го поселка на­чи­на­ет­ся с 1217 го­да. В ХIV-XVIII сто­ле­ти­ях неподалеку от Радуни (те­перь там се­ло Го­ро­ди­ще) рас­по­ла­гал­ся де­ре­во­зем­ля­ной за­мок. В 1387 го­ду Вла­ди­слав II Ягай­ло дарственной грамотой передал "град Радыня" сво­е­му брату Скиргайло. В 1516 го­ду ме­стеч­ко ста­ло цен­тром староства в со­ста­ве королевской экономии, а полвека спу­стя бы­ло присоединено к Лидскому повету. При короле и ве­ли­ком князе Яне III Собеском Радунь получила магдебургское пра­во и герб: в серебряном по­ле изображение крас­но­го рака. Оказавшись в Рос­сий­ской им­пе­рии, частновладельческое ме­стеч­ко ста­ло казенным, и в кон­це ХIX в. здесь жило бо­лее двух ты­сяч че­ло­век, преимущественно ев­ре­ев. Не слу­чай­но по­это­му в межвоенный пе­ри­од (1921-1939) Радунь про­сла­ви­лась сво­ей ду­хов­ной академией, в ко­то­рой готовили раввинов — иешивой (эшиботом). Зда­ние со­хра­ни­лось до­ны­не — те­перь в нем Дом куль­ту­ры. Возглавлял иешиву известнейший талмудист, один из наи­бо­лее по­чи­та­е­мых авторитетов ортодоксального иудаизма Исраэль Меир ха-Кохен, псев­до­ним ко­то­ро­го — Хафец Ха­им (Жизнелюб) — взят от названия его пер­во­го печатного тру­да. Большая часть его по­чти столетней жиз­ни прошла в Радуни, тут же Хафец Ха­им был по­хо­ро­нен в 1933 го­ду. В его честь названо не­сколь­ко иешив и ре­ли­ги­оз­ных учреждений как в Израиле, так и в дру­гих стра­нах. В Радуни, на ме­сте массового за­хо­ро­не­ния ев­ре­ев, уни­что­жен­ных гитлеровцами в 1942 го­ду, ему по­став­лен па­мят­ник.

Яркой до­сто­при­ме­ча­тель­но­стью горпоселка яв­ля­ет­ся ко­стел Бо­жи­ей Ма­те­ри Ру­жан­цо­вой (1933). Внушительная, до 50 мет­ров в вы­со­ту трехнефная базилика воз­ве­де­на из бутового кам­ня и от­ли­ча­ет­ся многоплановым, вы­ра­зи­тель­ным си­лу­этом. Объемная ком­по­зи­ция хра­ма сложно структурирована — чув­ству­ет­ся вли­я­ние уже отошедшего в про­шлое сти­ля мо­дерн. Белые по­я­са дробят стройное тело ба­шен по горизонталям, а вертикальные оконные проемы, осо­бен­но суженные в верхнем ярусе ба­шен, со­зда­ют динамичную игру зрительно расчлененных и гео­мет­ри­че­ски противопоставленных друг другу ка­мен­ных масс. Стукковые алтари в ин­те­рье­ре насыщены рокайльной орнаментикой и скульптурными ком­по­зи­ци­я­ми.

Сто­и­мость экс­кур­сии вклю­ча­ет:
    • Проезд ав­то­бу­сом турк­лас­са
    • Экс­кур­сия по марш­ру­ту
    • По­се­ще­ние хра­мов
    • Фирменный су­ве­нир

Дополнительно опла­чи­ва­ет­ся:
    • Вход­ные би­ле­ты в Музей на­ци­о­наль­ных куль­тур
    • Обед

Про­дол­жи­тель­ность экс­кур­сии — 500 км, 13 ча­сов
Костела св. Петра и Павла, 1491 г.
Интерьер древнего храма
Еврейский отдел Музея, Тора. Фото museums.by
Звезда Давида над входом на кладбище. Фото Pumanike48