RU
По до­ро­гам Виленщины
Марш­рут 1.28: Липнишки — Трокели — Геранёны — Бенякони — Гайтюнишки
Государственная гра­ни­ца Бе­ла­ру­си и Лит­вы, деля зем­ли ис­то­ри­че­ской Виленщины и при этом причудливо изгибаясь, образует меж­ду Вороново и Ошмянами забавную фигуру — нечто вроде… аппендикса. Ну как же в здеш­них ме­стах да не за­нять­ся ис­то­ри­че­ской "диагностикой"?! Вот и приступим…
ЛИПНИШКИ из­вест­ны сво­им ко­сте­лом Св. Казимира. Утонченная, хрупкая графика си­лу­эта; гранитная облицовка фа­са­дов, создающая мерцающий рисунок фасадных стен; вознесенная в небеса баш­ня с остроконечным шпи­лем… Фрагментарно со­хра­ни­лась в Липнишках усадь­ба вто­рой по­ло­ви­ны ХIX в.: одноэтажный, не в меру раздавшийся вширь дом с трехъярусной смот­ро­вой баш­ней, флигель на мощном ка­мен­ном цоколе да парк. А вот в ТРОКЕЛЯХ нас встре­ча­ет скромный де­ре­вян­ный ко­стел Посещения Ма­рии (1809). Про та­кие постройки го­во­рят: па­мят­ник на­род­но­го зод­че­ства. Рядом с ко­сте­лом — двухъярусная звон­ни­ца, а так­же подиум, на ко­то­ром еже­год­но 2 июля, на "фэст", совершаются торжественные богослужения для ты­сяч ве­ру­ю­щих: ведь свя­ты­ня в Трокелях яв­ля­ет­ся Санктуарием Ма­те­ри Бо­жи­ей Трокельской. Еще в ХVI в. тут по­явил­ся храм, в ко­то­ром хра­ни­лась привезенная в 1595 г. из Виль­ни ко­пия чудотворного образа Богоматери Снеж­ной. Во вре­мя пожара 1656 г. ко­стел сгорел — ико­на же осталась не тронутой ог­нем. С той по­ры у нее случаются чу­дес­ные исцеления, что и при­вле­ка­ет сю­да па­лом­ни­ков со всей Бе­ла­ру­си и дру­гих стран.

17-километровая дорога от ко­сте­ла подводит пу­те­ше­ствен­ни­ка к легендарным ГЕРАНЁНАМ. В 1433 г. ве­ли­кий князь ли­тов­ский Сигизмунд Кейстутович подарил это име­ние Яну Гаштольду. Позже им владел внук Яна — Ольбрехт Гаштольд, ко­то­рый в 1530 г. по­лу­чил от им­пе­ра­то­ра Священной Рим­ской им­пе­рии Кар­ла V ти­тул графа "из Мурованых Геранен". Будучи к то­му вре­ме­ни владельцем огромной латифундии и занимая са­мые вы­со­кие долж­но­сти в го­су­дар­стве, он по­стро­ил в ро­до­вом име­нии Гераненах в на­ча­ле ХVI в. за­мок и при нем каплицу. Одна из са­мых пер­вых каменно-кирпичных маг­нат­ских ре­зи­ден­ций в Бе­ла­ру­си, здешний за­мок был разрушен в се­ре­ди­не ХVII сто­ле­тия. До нас дошли глыбы из кирпичей и кам­ней, упрятанные в зарослях де­ре­вьев и ку­стар­ни­ков. А ря­дом с эти­ми руинами стоит ко­стел Св. Ни­ко­лая (1519), за­ло­жен­ный Ольбрехтом Гаштольдом как каплица. Теперь он пред­став­ля­ет со­бой прямоугольное, с пятигранной апсидой здание. Именно в этой святыне в 1537 г. пошел под венец со сво­ей избранницей пятнадцатилетней Барбарой Рад­зи­вилл Станислав Гаштольд. Через пять лет Барбара ста­нет вдовой и приглянется молодому королевичу Сигизмунду II Августу. "Любовью ве­ка" назовут со­вре­мен­ни­ки их за­хва­ты­ва­ю­щий роман, завершившийся коронацией Барбары на Вавеле во­пре­ки сопротивлению ее недоброжелателей. Но и этот ее брак окажется скоротечным: ме­нее чем че­рез полгода похоронный кортеж тор­же­ствен­но доставит остан­ки поль­ской королевы-литвинки из Кра­ко­ва в Виленскую катедру.

БЕНЯКОНИ из­вест­ны с ХVI сто­ле­тия как шляхетское и великокняжеское владение. Еще в 1634 го­ду Ян Чаплинский заложил тут де­ре­вян­ный ко­стел Иоан­на Кре­сти­те­ля, перестроенный в кир­пи­че в на­ча­ле ХХ ве­ка. У стен де­ре­вян­но­го предшественника этой свя­ты­ни по­хо­ро­не­на Ма­рия Путткамер, в девичестве Марыля Верещака, чей земной путь оборвался в 1863 го­ду. В па­мя­ти потомков ей суж­де­но бессмертие как музе по­эта всемирной славы Ада­ма Миц­ке­ви­ча и как "соавтору" его непревзойденной любовной лирики…

ГАЙТЮНИШКИ по­чти вплотную примыкают к на­ше­му "аппендиксу". С 1599 го­да этим име­ни­ем владел Петр Нонхарт. Вместе со сво­им соотечественником из Голландии инженером-фортификатором Ван Доденом он в 1612 го­ду возвел со­ору­же­ние, ко­то­рое как нельзя луч­ше иллюстрирует из­вест­ное присловье: мой дом — моя кре­пость. Почти аутентично со­хра­нив­ший­ся дом-крепость, не­ко­гда окру­жен­ный ва­ла­ми и водяными рвами, ор­га­нич­но со­еди­ня­ет в се­бе го­ти­ку и ре­нес­санс. Сурового ви­да прямоугольное двух­этаж­ное здание с че­тырь­мя цилиндрическими баш­ня­ми по уг­лам и квадратной трехэтажной баш­ней — красноречивое и, быть мо­жет, да­же чересчур утрированное свидетельство крепостного характера это­го сумрачного со­ору­же­ния. Не­по­да­ле­ку от дома-крепости на­хо­дит­ся кирха-каплица, выстроенная дочерью Нонхарта, Сузанной, в качестве фамильной усыпальницы. В крип­те ранее на­хо­ди­лись мумифицированные за­хо­ро­не­ния Нонхартов и дру­гих вла­дель­цев име­ния.

Сто­и­мость экс­кур­сии вклю­ча­ет:
    • Проезд ав­то­бу­сом турк­лас­са
    • Экс­кур­сия по марш­ру­ту
    • По­се­ще­ние хра­мов
    • Фирменный су­ве­нир

Дополнительно опла­чи­ва­ет­ся:
    • Обед

Про­дол­жи­тель­ность экс­кур­сии — 450 км, 12 ча­сов
Апсида костел. Фото AleBurd
Привиленский край
Костел Иоанна Крестителя
Фото Nashka1205
Вдоль дороги