RU
Главная / Блог о путешествиях
17 января 2022 г.
Автор: Анатолий Варавва
Фото: Виаполь
Западнее Волковыска стоит посетить как минимум три населенных пункта, из которых только один — Гнезно — мы включили в однодневную экскурсию «Волковысские россыпи» https://viapol.by/assembly/1.21.htm, дабы ненароком не «объесться» километрами. Однако в двухдневном маршруте и двум другим объектам, безусловно, найдется достойное место…

ГНЕЗНО

Это старинное поселение, по предположению известного историка ХІХ века Теодора Нарбута, существовало уже в дохристианские времена. У белорусского Гнезно есть знаменитейший тезка в Польше — Gniezno, что в 50 км на северо-восток от Познани, древняя столица Польши, с 1000 года — столица архиепископства, место коронации польских монархов вплоть до ХІV века. Вероятно, под влиянием этого Гнезно и сложилось окончательно имя здешнего бывшего местечка, когда оно в 20–30-х годах минувшего столетия находилось в составе Польши. Ибо ранее его именовали совсем иначе: Гнездо, Гнезная.

Первые письменные сведения о «дво́рце» (небольшой двор) Гнездо появляются в Литовской Метрике в конце ХІV—ХV веках. Тогда это было великокняжеское владение, отданное в пользование богатому шляхетскому роду Монивидов. Впоследствии хозяев тут сменилось немало, и уже супруги Шеметовичи, Ян и Эльжбета, в 1524 году возвели костел, которому была суждена долгая, но далеко не безоблачная жизнь.

Гнезно, Михайловский костел, 1524 г. — один из старейших в Беларуси


В середине ХVІ столетия его превратили в кальвинистский сбор, в 1643 году вернули в католичество. Храм не щадили ни войны, ни пожары, ни варварские ремонты, ни полное людское небрежение на протяжении недавних 30 лет... Теперь он вновь стал действующим костелом, обновлен и горд тем, что ему, по свидетельству знатоков, «нет аналогов среди памятников зодчества, сохранившихся на территории Беларуси».

Интерьер костела


Святыня сложена из красного кирпича по правилам готической кладки — с заданным ритмом кирпичей, уложенных в ряд вдоль и поперек (ложок — тычок). По периметру храма идут контрфорсы. 25-метровая, богато декорированная башня в виде четверика, переходящего в вытянутый восьмерик, появилась после возведения стен. В костеле два входа: главный (арочный портал) и южный боковой. Поначалу окна стрельчатого абриса были только с юга, затем появились и с севера. В ХVІІІ веке к храму пристроили сакристию у бокового входа. Подземелье святыни использовали для захоронений владельцев Гнезно и других именитых особ. Со временем этот некрополь перестал расширяться, а в начале ХХ века его замуровали.

Готический фасад


Пожар 1838 года стал настоящей катастрофой для костела. Через шесть лет храм в основном отстроили, а затем его «долечивали» вплоть до 30-х годов ХХ века. Тем не менее он сохранил свой изначально готический облик, в котором, однако, присутствуют и черты ренессанса. Внутри помещение оштукатурено, пол выложен терракотовыми плитками. Алтарь сооружен в неоготических формах. Рядом с костелом, на кладбище, сохранились надгробия ХІХ — начала ХХ века.

Фрагмент башни


На восток от святыни находится усадьба бывших владельцев Гнезно — Тарасевичей. Тут же располагался когда-то «дворец Гнездо», а затем сменявшие его от века к веку шляхетские резиденции. После пожара 1812 года Тарасевичи реконструировали усадьбу. От парных каменных столбов аллея ведет к господскому дому и хозяйственным постройкам (флигеля, конюшня, ледник). В окружении этих зданий, на берегу пруда, стоит дворец, построенный в 1840-х годах и выдержанный в формах классицизма. Особенно это касается мезонина с двухъярусным портиком. Его столбы и колонны выглядят столь же представительно, сколь и тяжеловесно. Все фасады дворца имеют отдельные входы. В торце постройки в начале ХХ века соорудили алькеж со стрельчатыми окнами — нечто вроде средневековой башни. Сейчас во дворце располагается Гнезненский сельсовет.

Гнезно, усадьба Тарасевичей, XIX век


ШИЛОВИЧИ

Тему готики, в ее нео-интерпретации, после Гнезно продолжают Шиловичи. Монументальный костел Св. Троицы (1914) необычайно пластичен и наделен выразительным графическим силуэтом. Своим парящим обликом эта святыня напоминает широко известный Троицкий костел в Гервятах, который стал одной из визитных карточек неоготического зодчества Беларуси начала ХХ века. Оба храма почти ровесники, хотя шиловичский чуть-чуть моложе.

Шиловичи, костел Св. Троицы (1914)

Граненая, 55-метровая башня на главном фасаде возносит в небеса латинский крест. Стрельчатые окна, контрфорсы, аркбутаны — этот классический набор каркасной готической конструкции представлен здесь во всей своей чарующей красоте…

Интерьер храма

Крылья трансепта прорезаны большими четырехчастными окнами, завершены живописными ступенчатыми щипцами и угловыми фиалами. Нервная динамика костела проявлена как в объемной планировке, так и в цвете — в колоритной пульсации красного кирпича и побеленных элементов декора.

Костел в Шиловичах

МСТИБОВО

В прошлом у этой деревни были и другие имена: Мстибов Городок, Мстибогов, Мстибов. Пошли они, вероятно, от древнеславянского имени Мстибог («мстящий по воле богов»).
По мнению археологов, первое поселение на здешнем городище (находится оно в полукилометре на запад от деревни, на берегу речки Ольшанки) возникло в ХII — XIII столетиях. А в середине ХV века Мстибогов известен как великокняжеский двор, впоследствии — как центр волости (староства), коим владели многие знаменитые роды.

В 1576 году здесь проходил генеральный сеймик ВКЛ, на котором шляхта решила поддержать кандидатуру семиградского князя Стефана Батория на трон Речи Посполитой, благодаря чему закончилось длившееся в стране целый год «второе бескоролевье»…

Мстибово, костел Св. Иоанна Предтечи (1919). Фото А.Дмитриев

Примечателен здесь костел Св. Иоанна Предтечи (1919) — яркий пример «геометризованной» неоготики, виртуозно вычерченной зодчим по лекалу и линейке. Изысканно вытянутые линии краснокирпичных башен с шатрами-кивориями задают отточенный рисунок центральной части главного фасада — он представлен в виде очень высокой, упругой стрельчатой арки, которая, словно оторвав от портала двойной вимперг, взметнула последний на высоту щипца и тем самым освободила место над порталом для трехчастного окна. Перед храмом размещена звонница из желтого кирпича в виде триумфальной арки с орнаментальным декором и усеченным шатром.