Так названа одна из новых экскурсий «Виаполя», премьера которой состоится в апреле https://viapol.by/assembly/1.21.htm. На страницах блога в нескольких публикациях мы расскажем об этом увлекательном путешествии в Волковыск и по его окрестностям, изобилующим интереснейшими памятниками и памятными местами. А начнем с самого Волковыска — каков он теперь?
В 2005 году этот город торжественно и многолюдно отметил свое 1000-летие: под 1005 годом Волковыск упомянут в рукописном патерике (книге житий подвижников церкви), принадлежащем перу Иосифа Тризны (?—1656), настоятеля Киево-Печерской Лавры и известного писателя. Однако у историков свой взгляд на возраст этого города, но об этом ниже. Волковысские «горы», местные легенды о волках... Ну как тут не вспомнить о Риме, о его семи холмах, о Ромуле и Реме, вскормленных волчицей и положивших основание Вечному городу в незапамятные времена! Правда, у Волковыска холмов не семь, а три. А вот преданий хоть отбавляй…
Древняя история Волковыска связана с так называемой Шведской горой — крупнейшим возвышением окружающей город моренной гряды. На запад от нее располагается трапециевидное Замчище — оно пониже Шведской горы, но гораздо больше по размерам. Третья, овальная возвышенность Муравельник лежит в полукилометре на восток от Шведской горы. Изучение этих интригующих объектов началось в 1925 году и не закончено по сей день, хотя раскопано уже почти четыре тысячи квадратных метров культурного слоя.
Итог исследований археологов вкратце таков. На Шведской горе поселение возникло в середине или второй половине Х века. Защитой жителям поначалу служила сама гора с крутыми склонами. В конце Х века тут появился вал высотой 5-7 метров с деревянными укреплениями — встала крепость на славяно-балтском пограничье. Поселение на Замчище датируется рубежом Х—ХІ столетий, вал высотой 5 метров насыпали в первой половине ХІІ века. В это время Волковыск уже настоящий город — центр ремесел и торговли. Шведская гора стала его укрепленным детинцем, а Замчище — торгово-ремесленным посадом, который после возведения валов превратился в окольный город. В детинце жила аристократическая часть городского населения, в окольном граде — мастеровые да торговцы. К ХІІІ веку у подножия и Шведской горы, и Замчища начали селиться беднейшие ремесленники и пришлый люд. Где был тогда городской торг — пока неясно. Возможно, на Замчище, а после его укрепления — у подножия Шведской горы и Замчища. Что касается третьей горы — Муравельника, то она, располагаясь в болотистой местности, предположительно служила запасным убежищем для горожан и с ростом города была ими оставлена. Та же судьба к началу ХІV века постигла Шведскую гору и Замчище. Город, войдя в состав Великого Княжества Литовского, постепенно переселился на берега реки Волковыи, где находится и доныне.
Почему все-таки Волковыск? Среди множества версий по поводу названия города преобладает та, что свое имя он получил от реки Волковыи, а она в свою очередь — от волков. Те жутко выли в лесных чащобах, через которые пробивает свой путь Волковыя, прежде чем вольется в Россь — приток Немана. Волк, как и полагается, увековечен в городе в бронзовом памятнике, сделанном с большой симпатией к этому грозному зверю. Есть, конечно же, объяснения имени города куда более цветистые, но на них не станем задерживаться, а лучше вернемся к здешним археологическим древностям. В середине ХІІ века на Замчище начали строить каменную церковь. Она не была завершена — возвели только фундаменты для трехнефного крестово-купольного храма размером 16 20 м, с полукруглой апсидой и квадратной башней с юго-западной стороны. При этом строители заготовили, как установили ученые, плинфу и камни с отполированными поверхностями, предназначенные для украшения фасадов, что было характерно для Гродненской архитектурной школы. При возведении описанной церкви Волковыск, несомненно, был уже центром удела — Ипатьевская летопись впервые упомянет город только в 1252 году (подчеркнем особо: Ипатьевская летопись — один из древнейших летописных сводов Руси в отличие от упомянутого выше патерика ХVII века, по которому возраст Волковыска исчисляется ныне), а в последний раз бросит взгляд на него в 1280 году.
Миновало столетие — и Волковыск явился уже на новом месте и в новом качестве — как владение господарей Великого Княжества Литовского Ягайло и Витовта. В 1386 году Ягайло встречает в волковысском замке польских послов, после чего отправляется в Краков на смотрины к юной польской королевне Ядвиге, которая, наслушавшись от придворных всяких ужасов, с большой опаской и неохотой ожидала появления своего будущего супруга из дикого края, где в дубовых рощах по-прежнему возжигали огни в честь языческих богов. 14 февраля Ягайла принял католичество, 8 марта был коронован в Кракове и стал Владиславом ІІ — «королем Польши, великим князем литовским и наследником Руси». В 1387 году новоявленный король прибыл в Волковыск, где по его указанию уничтожили старых идолов.
...На город нападали крестоносцы. Они приходили сюда в 1409-1410 годах, а затем встретились с Волковысской хоругвью на поле под Грюнвальдом. С 1413 года Волковыск становится центром староства в Трокском воеводстве, с начала ХVІ века — центром повета в Новогрудском воеводстве. В 1503 году он получает магдебургское право, которым пользуется 270 лет. На его гербе появляется — не трудно догадаться! — воющий волк. Здесь собираются на генеральные сеймики сенаторы и послы ВКЛ. В 1654 году город разоряют войска шведского короля Карла Х. Своих погибших солдат шведы хоронят под горой на окраине города. С той поры, по народному преданию, гора и стала именоваться Шведской. Полвека спустя у Волковыска появляется уже другой шведский король — Карл ХІІ. Город обращен в руины... Ему предстоит еще пережить и войну 1812 года, о которой тут и сегодня напоминает симпатичное здание, построенное в 1805 году. В нем 10 июня (по ст. ст.) 1812 года расположилась штаб-квартира 2-й Западной армии под командованием генерала Петра Багратиона. Армия насчитывала 48 тысяч человек. Спустя два дня стало известно, что император французов Наполеон І перешел Неман, ведя с собой в Российскую империю «Великую армию» в 400 тысяч человек (по другим оценкам, в ней было до 600 тысяч человек).
Пробыв в Волковыске неделю, Багратион начинает свое спешное отступление через Зельву, Слоним, Новогрудок, Слуцк, Бобруйск на Смоленск — для соединения с 1-й Западной армией Барклая де Толли. 700 километров пути через реки, болота и леса, с переходами по 35-40 км в сутки. Это безоглядное бегство российские историки позже назовут «замечательной операцией в истории русского военного искусства». Раненный в боях под Бородином, потомок древних грузинских князей Багратион скончался в возрасте 47 лет. А его враг с не меньшей прытью вскоре начал свое фатальное отступление из сожженной Москвы по Старой Смоленской дороге, с невероятным трудом перебрался через Березину и, потеряв всякое терпение, бросил в Сморгони Великую армию, а 18 декабря оказался в Париже... Полгода триумфа и позора! Лучезарные надежды шляхты на восстановление державы предков — Великого Княжества Литовского — и их полное крушение. Разоренная и измордованная постоями обеих армий Беларусь. В Волковыске после этой военной авантюры уцелело 156 жилых домов и около 820 человек «мужеска пола». Негде было разместить даже чиновников царской администрации — управление поветом перенесли в Изабелин, где мы еще побываем в конце нашего путешествия. Прошли годы… В доме, где квартировал Багратион, в 1948 году открыли краеведческий музей, который спустя пять лет был преобразован в Военно-исторический с присвоением ему имени Петра Ивановича Багратиона. Сегодня музейные коллекции размещены в двух зданиях — в старом усадебном и в новом. В последнем расположились экспозиции «Древний Волковыск» и «Волковыск в ХХ веке». Тут представлены материалы из археологических раскопок комплекса «Шведская гора»: наконечники стрел лука и арбалета, копья, боевые топоры, кольчуга, меч, доспехи немецкого рыцаря времен Грюнвальдской битвы, а кроме того, изделия волковысских гончаров, кузнецов, ювелиров Х—ХIII столетий. Вторая часть экспозиции располагается в старом усадебном доме и в основном посвящена войне 1812 года.
Покинув здание музея и продвигаясь к центру города, вскоре увидим башни костела Св. Вацлава. Построенный в 1848 году, он смотрится очень внушительно. В 1930-х годах подвергся переделкам, и это сказалось на его стилистически размытом облике. Хотя влияние классицизма чувствуется в нем неоспоримо, в целом пропорции здания оставляют желать лучшего. При заданной высоте костел слишком «широк в кости». Святыня взята в бутовую ограду с ажурной металлической решеткой и трехарочной брамой. Костел Св. Вацлава — единственный в Волковыске памятник-напоминание о католическом прошлом города. А оно богато. Еще во времена Ягайло сюда прибыли монахи-францисканцы, духовно опекавшие будущего короля. Обещанный Ягайло первый в Волковыске приходский костел так и не был им построен. Это позже, в 1430 году, незадолго до смерти, сделал Витовт. Затем в городе появились со своей миссией иезуиты, за ними — пиары и мариавитки... Сейчас без исторических документов и не догадаешься, где все это размещалось. Вместе с католическими святынями исчезли и униатские.
Православие представлено тут церковью Cв. Николая (1874), для которой тогдашние власти выбрали самое выигрышное место — в историческом центре города (ныне площадь Ленина). Укрытая старыми деревьями церковь не блещет архитектурными откровениями, спокойно демонстрируя свою приверженность традициям ретроспективно-русского стиля. Заметим напоследок, что проведенная к празднованию 1000-летнего юбилея города реконструкция неузнаваемо преобразила Волковыск в лучшую сторону и придала ему уют и гармонию, достойные заслуженных похвал. По-новому заиграла историческая застройка города. Однако пора двинуться дальше — у нас еще много интересного припасено на этом маршруте! |