Еще одной ценностью, доставшейся Ружанам от Сапег, стал Троицкий костел, построенный в 1615-1617 гг. в готико-ренессансных формах. Первоначально костел строился монашеским орденом кармелитов босых, а позже перешел к доминиканцам.
Над основным однонефным объемом храма доминирует четырехъярусная башня, завершенная высоким шатром. В 1768 году с северной стороны храма была пристроена часовня Святого Креста, а в 1787 г. симметрично ей возвели часовню Святой Барбары. К алтарной апсиде костела примыкают такие же по высоте сакристии. Реконструкцией святыни в 1780-е годы занимался Ян Самуэль Беккер — придворный архитектор Александра Михаила Сапеги. Костел сильно пострадал во время пожара в 1895 г., но был восстановлен.
Аскетичный внешне, храм впечатляет пышностью внутреннего убранства. Главный алтарь, сохранивший свой облик с первой половины 17 века, оформлен в виде четырехколонного портика из темного мрамора с позолоченными коринфскими капителями. В центре — Распятие Христа, над которым — всевидящее око Бога Отца, еще выше — Святой Дух в образе голубя. Алтарь украшают скульптуры ангелов и лепной орнамент. По сторонам колонн размещены деревянные полихромные скульптуры святых Петра и Павла.
В целостную сакральную композицию алтаря включен герб Сапег. Вензель магнатов присутствует в рисунке кованой предалтарной ограды, а также в оформлении почетной скамьи, на которой во время службы сидели представители рода. Амвон и орган украшены резным полихромным орнаментом. Два боковых алтаря храма выполнены в 18 веке в виде портиков в стиле раннего классицизма, каменные скульптуры Иисуса и Марии — в конце 19 века. Своды храма украшают декоративные и сюжетные композиции на евангельские темы, выполненные при реконструкции храма во второй половине 18 века. Фрески того времени находятся и в боковых часовнях храма.
Одна из часовен в костеле посвящена святому Казимиру. Его фигура на иконе времен Александра Сапеги напоминает и королевский портрет, и фигуру триумфатора. В правой руке святого крест, в левой — ветка лилий как символ чистоты и непорочности. На столике лежит корона, а внизу забавляются два путти.
В костеле сохранился памятник маршалку Стародубского повета, мечнику и хорунжему ВКЛ Болеславу Биспингу фон Галлену (?1710-1785), выполненный из искусственного мрамора скульптором Иосифом Прукнером. Над портретом Б. Биспинга, окаймленным лавровым венком, парит трубящий ангел, а внизу — скульптура скорбящей женщины. Болеслав Биспинг был другом Александра Михаила Сапеги, а после их смерти возникла красивая легенда. Мол, переживший своего друга Александр Михаил Сапега приказал похоронить себя в Деречине в одной могиле с Биспингом. На самом деле Сапегу похоронили в родовой усыпальнице в Березе Картузской.
Почти напротив Троицкого костела на рыночной площади Ружан сохранилась Петропавловская церковь (1781 г) и двухэтажный жилой корпус монастыря базилиан (1784-88 гг).
Современный облик комплекс принял в 1780-е годы, после того как по проекту Яна Самуэля Беккера были перестроены церковь и монастырь, возведенные в 17 веке при Казимире Льве Сапеге. После Великой Отечественной войны в здании бывшего монастыря располагалась поликлиника, Центр детского туризма.
Главный фасад церкви выполнен в виде щита, прикрывающего основной объем здания. Портал главного входа объединен с окном второго яруса. Ранее, когда церковь была униатской, главный фасад украшали деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла. Их убрали после передачи церкви православным в 1838 году. Тогда же произошли изменения во внутреннем убранстве храма, появился иконостас.
В интерьере церкви сохранились двухэтажный жилой корпус монастыря базилиан (1784-88 гг)., выполненные в синих, коричнево-красных и охристых тонах. Росписи пострадали во время пожара 31 августа 1875 г., после которого остались лишь стены и часть перекрытий над алтарем. В начале 20 века их обновили.
На потолке главного зала и апсиды находится роспись на тему «Преображение». В своде апсиды помещена роспись «Бог Саваоф», выполненная художником Фусгордом. На северной и южной стенах около иконостаса в медальонах — изображения апостолов Петра и Павла.
В церкви хранится чудотворная икона Матери Божьей Ченстоховской. Именно эта икона, как утверждают местные жители, сохранила храм от пожара, случившегося 5 мая 1895 г. В тот день выгорело почти все местечко, а церковь уцелела, «даже не почернела от дыма, который со всех сторон окутывал её, — только стекла потрескались от огня». Во время Первой мировой войны в августе 1915 года Ружаны заняли кайзеровские войска. С северной стороны церковной каменной ограды были похоронены немецкие солдаты. Общим памятником им стал плоский гранитный камень с готической надписью на немецком языке: «Храбрые не умирают». Позднее он был включен в церковную ограду, а после ее ремонта в феврале 2018 г. куда-то исчез. В самом начале Великой Отечественной войны немцы оснастили в церкви лазарет-тюрьму. Во дворе размещались пленные, в церкви — раненые. За царскими вратами на престоле под иконой с изображением Иисуса Христа, вручающего ключи апостолу Петру, советский военврач Виктор Лекомцев делал операции. И хотя ранения были тяжелыми, многих удалось спасти. В это время священником церкви был Иоанн Навродский. Умерших от ран воинов отец Иоанн лично хоронил здесь же в ограде церкви и на городском кладбище. Священник составил списки из 26 имен с указанием информации о каждом из них, благодаря чему некоторым потомкам удалось почтить память своих близких, приехав после войны в Ружаны.
Благодаря отцу Иоанну были спасены жизни всех ружанских мужчин. Когда двое советских солдат, укрывшихся на чердаке одного из домов, обстреляли немецких мотоциклистов, всех мужчин, начиная с подросткового возраста, немцы согнали под дулами автоматов за церковную ограду. Отец Иоанн в сопровождении плачущих жен и матерей отправился в немецкую комендатуру и лично поручился, что никто из жителей не причастен к гибели немецкого солдата. В качестве гаранта спокойствия в местечке он предложил в заложники себя, свою жену Лидию Ивановну и двух дочерей — шестилетнюю Лиду и годовалую Милочку. Случилось невероятное: немцы вняли мольбам священника и отпустили ружанцев... В дальнейшем Иоанн Навродский не раз рисковал своей жизнью, скрывая бежавших из плена красноармейцев и переправляя их в партизаны, помогал местным евреям, которые прятались в руинах сапежинского дворца. Только после его смерти родные и близкие узнали, что за героические действия по спасению раненых воинов он был награжден орденом Красной Звезды. Отец Иоанн умер в сентябре 1961 года, его могила находится недалеко от захоронения красноармейцев. О трагических страницах истории — Великой Отечественной войне — напоминают нам два памятника, установленных недалеко от храма в центре рыночной площади. Один из них посвящен павшим советским воинам, второй — сожженным деревням Пружанского района. Из 51 деревни, уничтоженной карателями, 6 так и не были восстановлены после войны. Страшная трагедия разыгралась в деревне Байки 22 января 1944 г. Окружив населенный пункт, каратели согнали жителей в сарай. Мужчин сразу же расстреляли, а женщин, стариков и детей сожгли заживо. В одночасье не стало деревни, а вместе с ней — 987 ее мирных жителей.
В годы войны были уничтожена и еврейская община Ружан. Напоминанием о ней служат сохранившиеся здания синагогального двора, расположенные вблизи рыночной площади на улице Я. Коласа.
Точная дата строительства синагоги в Ружанах неизвестна. По одной из версий она была построена во второй половине 19 в., по другой — в 1775 г. по проекту Яна Самуэля Беккера. Ружанская синагога является почти точной копией Слонимской, только меньше своего прототипа в три раза. Внутри здания сохранилась бима. Синагога действовала до 1940 года. Сейчас здание заброшено и постепенно разрушается. Рядом с бывшей синагогой сохранилось здание иешивы. После войны здесь размещались последовательно склады, мельница, котельная и гараж.
Первое упоминание о еврейской общине в Ружанах относится к 1623 г. В 1629 г. Лев Сапега дает разрешение евреям селиться в местечке, иметь здесь дома и синагоги. В завещании он потребовал от своих потомков сохранить эти права на вечные времена. В 1657 г. в Ружанах произошли драматические события. За два года до этого незадолго до праздника Песах в еврейском квартале был найден труп христианского ребенка. Молва обвинила в убийстве евреев, но владелец Ружан Павел Ян Сапега (1609 — 1665), потребовал рассмотреть дело в суде. Через два года, воспользовавшись его отсутствием, христиане всё-таки учинили свой суд и потребовали выдать преступников. Чтобы спасти от погрома весь ружанский кагал Исраэль бен Шалом и Товия бен Иосиф взяли вину на себя. В память о своих спасителях евреи поставили каменный памятник на кладбище. Среди потомков одного из казненных был писатель Меир Кринский (1863-1916). В 18–19 вв. Ружаны были центром еврейской учености, здесь жили знаменитые раввины (в том числе Мордехай Гимпл Яффе (1820–1891), была создана одна из первых в России групп Ховевей Цион, ставившей своей целью переселение евреев на их историческую родину. В Ружанах родились многие знаменитости: премьер-министр Государства Израиль Ицхак Шамир, писатели Иехиэль Пинес и Арон Любошицкий (1874–1942), американский художник Луис Рыбак и писатель, журналист Эпстейн Мелех. О владельцах Ружан — Сапегах, о тайнах, которые хранят величественные руины дворца, читайте в нашем следующем материале. А увидеть Ружаны и узнать подробнее об интереснейшей его истории можно на экскурсии "Страницы каменной летописи" https://viapol.by/assembly/3.2.htm — по четвергам и субботам мы отправляемся в этот край... |