Через Радошковичи проходят многие экскурсионные маршруты «Виаполя» ― историко-краеведческие, литературные, архитектурные. Вот лишь некоторые их них: «Землей Купалы», «Белорусская мозаика», «Зодчество Нарочанского края»… https://viapol.by/corporate_belarus.htm. С каждой из этих и не упомянутых тут экскурсий старинный городок делится частью своего богатого прошлого, к которому на протяжении пяти столетий оказались причастны многие замечательные люди…
Сегодня этот городской поселок насчитывает около шести тысяч жителей. И большинство из них называет его по старой привычке Рáдашкавичи (с ударением на первом слоге) в отличие от официально закрепившегося наименования Радошкóвичи. В 1978 году тут было создано производственное объединение «Белорусская художественная керамика», и место для него выбрали отнюдь не наобум: ведь корни керамического промысла, традиции гончарного дела уходят здесь в век ХIX-й.
ШЕСТЬ ВЕКОВ РАДОШКОВИЧЕЙ Что же до истории самих Радошковичей, то она и подавно древнее. Возник городок как торгово-ремесленное поселение при слиянии рек Вязынка и Гуйка ― на границе водораздела Черного и Балтийского морей. Незабываемый пейзаж Радошковичей «предопределен» живописно всхолмленным рельефом, и одну из самых эффектных высотных точек в здешней панораме занимает сооруженная в традициях народного зодчества Ильинская церковь ХХ века. Она пристально вглядывается в главную улицу поселка, которая является частью старинного накатанного шляха, что прошел тут еще в ХV столетии и получил название Виленского, или Старо-Виленского, тракта. Так же до сих пор называется и одна из минских улиц, которая была началом этого оживленного тракта в Троицком предместье.
В 1447 году поселение впервые упомянуто на страницах письменных источников в связи с основанием тут костела Св. Троицы. Ныне действующий костел под тем же именем выстроили четыре века спустя в стиле классицизма. А в 1882 году в костеле был крещен Ян Луцевич ― будущий песняр Янка Купала. Его судьба тесно переплелась с этой землей. После смерти отца Купала, на чьи плечи легли основные житейские заботы о матери и сестрах, устраивается в 1903 году писарем к следователю радошковичского суда. Позже, в 1913 году, в здании пожарной команды в Радошковичах была поставлена в присутствии автора его знаменитая «Паўлінка».
Впрочем, в памяти Радошковичей осталось немало громких имен. Ведь только в числе его владельцев были правнук Дмитрия Донского ― князь Василий Михайлович Верейский, затем его зять Альбрехт Гаштольд, воевода виленский. Гаштольдов сменила королева польская, великая княгиня литовская Бона Сфорца, а ее ― магнаты Глебовичи, Массальские, Огинские, Радзивиллы…
С 1549 года Радошковичи стали городом, двадцать лет спустя получившим Магдебургское право. В 1792 году король Станислав Август даровал городу оригинальный герб, смысл которого и сегодня не вполне ясен геральдистам: на серебряном поле изображение христианского первомученика Св. Стефана, побитого камнями. Правда, уже через год, после второго раздела Речи Посполитой, Радошковичи отошли к России ― и с магдебургскими вольностями пришлось расстаться: заштатный город Вилейского повета, затем центр волости Виленской губернии…
НА БЕЛОРУССКО-ПОЛЬСКОМ ПОГРАНИЧЬЕ Когда грянула Первая мировая война, здесь находилась прифронтовая база российских войск. Затем последовали две оккупации ― немецкая и польская. С вхождением этих земель в состав Польши местечко Радошковичи на протяжении почти двадцати лет (1921―1939) выполняло роль приграничного городка, превратившись по существу в третий по значению (после Вильни и Менска, как в ту пору именовали нынешние Вильнюс и Минск) центр белорусского национального Возрождения.
В июле 1921 года здесь была создана одна из первых в Западной Беларуси организаций Товарищества Белорусской Школы. По инициативе известного политического деятеля и литератора Александра Власова вскоре в Радошковичах открылась гимназия имени Ф. Скорины ― одна из пяти белорусских гимназий, что действовали на территории «крэсов всходних», если воспользоваться терминологией польских властей. В гимназии устраивались спектакли, издавались рукописные журналы ― она превратилась в подлинный очаг белорусской культуры. В 1920―1930-х годах на радошковичских улицах можно было встретить талантливейшего художника, скульптора, этнографа, археолога Язэпа Дроздовича ― здесь действовала его художественная студия. Тут часто бывали, жили и работали видные западнобелорусские политические деятели Сымон Рак-Михайловский, Игнат Дворчанин, Альберт Павлович и другие. Среди них, подобно утесу, возвышается фигура Бронислава Тарашкевича — создателя и руководителя стотысячной Громады — легальной крестьянско-рабочей организации, видного филолога, литератора, академика, как характеризуют его сегодня энциклопедии и биографические справочники. ОТ ШВЕДСКОЙ ГОРЫ ― ДО КАРПИЛОВКИ Вернемся, однако, на несколько веков назад. В ХVI столетии в Радошковичах был выстроен деревянный великокняжеский замок «наподобие корабля». Он представлял собой внушительное сооружение с четырьмя башнями, встроенными в стены, что тянулись по периметру более чем на 220 метров. Пятая башня была поставлена внутри замкового двора. Крепость окружали два водоема, созданные на речках Гуйка и Вязынка, и попасть в нее можно было только через подъемный мост.
Замок принадлежал королю польскому и великому князю литовскому Сигизмунду II Августу. Через полтора столетия, в 1708 году, у стен замка расположились главные силы шведского короля Карла ХII. Шла Северная война. В течение почти трех месяцев 26-летний король проводил здесь крупные военные учения и, кроме того, встречался со Станиславом Лещинским, еще ранее возведенным им на трон Речи Посполитой в пику саксонцу Августу II Сильному. Лещинский отправился отсюда в Вильню, где в торжественной обстановке получил из рук членов магистрата ключи от столицы. По договоренности Карла ХII с Лещинским земли Беларуси и Литвы должны были стать провинцией Швеции. Между тем, засидевшись в Радошковичах, шведы начали испытывать большие трудности с продовольствием и фуражом, и 6 июня армия Карла ХII двинулась по направлению к Минску… И доныне в Радошковичах можно увидеть Шведскую Гору высотой в десять метров. Так местные жители именуют древнее городище, которое размещается на окраине поселка, на правом берегу речки Гуйки. Уже в V―VIII столетиях, по свидетельству археологов, тут селились люди. А вот народная фантазия много позже поселила на «горе» и шведов из ХVIII века. Вдруг и впрямь грозные скандинавы имели к этому городищу какое-то отношение? Об этом, пожалуй, приходится только гадать…
На главной улице городского поселка, напротив аптеки, в 1978 году поставлен памятный знак в честь Ядвигина Ш. Известный белорусский литератор Антон Левицкий (1869—1922), избравший себе этот загадочный псевдоним, работал провизором в местной аптеке в 1891―1897 годах. Здесь женился он на швее Люции Гнатовской, и впоследствии семья поселилась в имении Карпиловка, что располагалось неподалеку отсюда, при Долгиновском тракте. Именно там и расцветал талант будущего знаменитого писателя, фельетониста, публициста…
|