Из Слонима к Ивацевичам бежит шоссе М11/Е85, вобравшее в себя почтенного возраста гостинец. Некогда он связывал две униатские обители ― в Жировичах (Жировицах) и Бытене. И если Жировичи вновь ― после долгого забвения ― стали оживленным местом паломничества, то о Бытене этого никак не скажешь. Во всяком случае — пока. А между тем… Услышать рассказ об этих местах приглашаем на экскурсиях в Слоним https://viapol.by/assembly/1.4.htm каждую первую субботу месяца... БЫТИЕ БЫТЕНЯ В 1607 году слонимский маршалок Григорий Тризна вместе с женой Региной (из рода Сапег) основал тут униатский монастырь, ставший со временем знаменитым не только в округе, но и на просторах всего Великого Княжества Литовского.
Доминантой архитектурного ансамбля обители, отстроенной в камне к середине ХVII столетия, была соборная церковь Св. Иосафата. Именем мученика Иосафата Кунцевича (убитого в Витебске в 1623 году и объявленного Святым Престолом сначала блаженным, а затем и святым — «апостолом единения») церковь назвали не случайно: до 1613 года он служил в Бытене настоятелем монастыря. Спустя полвека этот храм перестроили в стиле «виленского» барокко, украсив его двумя стройными трехъярусными башнями на фасаде и расписав внутри фресками. С трудом пережив Первую мировую войну, собор не устоял после Второй мировой. Не сохранились и другие постройки монастыря. До наших дней дошла только Успенская церковь...
Эта святыня хранит в своих стенах память о том, что в 80-х годах ХVІІ века в монастыре учился и вступил в базилианский орден Лев Кишка, впоследствии (1714―1728) униатский митрополит ВКЛ. Впрочем, благодаря открытой здесь в 1615 году духовной школе Бытень воспитал многих известных деятелей униатства.
Однако духовные заслуги базилиан не произвели должного впечатления на наследников Тризнов ― Тызенгаузов, и они отсудили у монахов обитель, передав ее в 1779 году католикам. Тем не менее Бытень продолжал греться в лучах славы соседнего Жировичского монастыря, и когда над последним накануне упразднения униатства, в 1828 году, сгустились тучи, то жировичские монахи нашли приют в Бытене. А вскоре 52 базилианских монастыря, что размещались на территории нынешней Беларуси, были переведены в православие, в том числе и Бытенский. «ВАРШАВКА» Миновав Бытень, шоссе М11/Е85 выводит путешественника на старинное шоссе, проложенное в 20—40-х годах ХІХ века из Москвы в Варшаву. Как раз в пору строительства этой дороги Александр Пушкин, создавая свой роман в стихах «Евгений Онегин», мечтательно и иронически азартно предрекал: Лет чрез пятьсот дороги, верно, У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. Подробнее о «Варшавке» — она того вполне заслуживает — обязательно поговорим в другой раз, а сейчас шоссе любезно предлагает нам полюбоваться Ивацевичами аккурат в канун солидного юбилея города.
В августе этого года здесь состоятся торжества в честь 500-летия нынешнего райцентра! В связи с этой круглой датой у местных властей, судя по их публично заявленным намерениям, дел просто невпроворот. Что получится — увидим: ждать «сбычи мечт» и нам, и 23 тысячам жителей Ивацевичей осталось совсем недолго.
Попутно заметим, однако, что из памятников прошлого в Ивацевичах уцелело только здание дворца Юндзиллов, некогда окруженное парком. Франтишек Юндзилл (1825—1865) был участником восстания 1863 года, сражался с царскими войсками в знаменитой битве под Миловидами (в 40 км отсюда), командуя Слонимским отрядом повстанцев. В сорок лет окончил свои дни, находясь в эмиграции в Париже. Собственность Юндзиллов после разгрома восстания была конфискована властями. В бывшем дворце с 1949 года разместилась районная больница. Едва теплится надежда, что хотя бы к юбилею города этому единственному здесь памятнику архитектуры классицизма вернут наконец подобающий облик… Из Ивацевичей берет начало стокилометровая дорога Р6 к столице Припятского Полесья ― Пинску. К строительству этой дороги во второй половине ХVIII века приложил руку гетман великий литовский и староста слонимский Михал Казимир Огинский. На ней, в 45 км от райцентра, располагается городской поселок Телеханы.
Пожалуй, так и оставались бы Телеханы ничем не примечательным полесским местечком, если бы по воле судьбы не оказался этот тихий городок на бойкой водной дороге — Огинском канале, прорытом по инициативе и на средства все того же Огинского. Реформатор по натуре, человек кипучей энергии и широких интересов, щедрый меценат, он был одержим идеей строительства двух каналов — Малого и Большого. Первый, длиной в полтора километра, появился в Слониме на месте выпрямленного левого рукава реки Щары и до сих пор эффектно украшает исторический центр города.
Опыт строительства канала в Слониме был использован гетманом при создании канала, который прошел через Телеханы и получил со временем историческое название «Огинский канал» по имени своего создателя. Реализация этой «затеи» обошлась Михалу Огинскому в 12 миллионов злотых — совершенно фантастическую по тем временам сумму! Начались работы в 1767 году, закончились 15 лет спустя. Длина этой искусственной водной артерии, вместе с двумя озерами, составила 54 км. Благодаря ей Черное море породнилось с Балтийским, а местечко Телеханы, оказавшись в гуще событий, встрепенулось ото сна, стало быстро разрастаться да благоустраиваться. Рядом с каналом, который поначалу даже называли Телеханским, возводится дворец гетмана. Здесь открывается театр. Широкую известность приобретают изделия местной фаянсовой мануфактуры, основанной Огинским в 1779 году.
Уже первые годы эксплуатации канала показали, сколь заманчивые выгоды он сулит! В 1790 году британский премьер-министр Уильям Питт начал переговоры с Огинским о том, чтобы вложить в канал английский капитал. Специально созданная в Англии акционерная компания получила вскоре разрешение на покупку имений в долине Припяти, сказочно богатой вековыми лесами. Затрещали под топорами крестьян дубы и ели. Однако после окончательного раздела Речи Посполитой царское правительство наложило на канал свою руку. Павел І откупился от англичан казенными деньгами и повелел тайному советнику графу Якову Сиверсу обследовать Огинский канал на предмет его усовершенствования.
Первая мировая война нанесла детищу Огинского мощнейший удар. Гидротехнические сооружения были взорваны или сожжены. Вдоль водной трассы пролегли немецкие окопы, а западный берег канала был укреплен железобетонными дотами, сохранившимися тут доныне. Возобновленный в 20-х годах ХХ века, Огинский канал использовался для сплава леса и перевозки пассажиров. Вторично шлюзы были разрушены в годы Второй мировой войны и уже более не восстанавливались. Их окончательно «добили» — увы и ах! — в 1960-х годах при проведении широкой и катастрофической по своим масштабам мелиорации на Полесье… Перестав быть гидротехническим сооружением, Огинский канал превратился теперь в памятник истории. Возможно, он еще оживет как интересный туристический объект. Разумеется, не целиком, а лишь во фрагментах. И главное — именно тут, в Телеханах: ведь как-никак это был портовый город двух морей!.. |