RU
"Там бьет крылом История сама"
Марш­рут 1.25: Ивье — Суботники — Жемыславль — Трабы — Голь­ша­ны — Бо­ру­ны — Кре­во
Чего толь­ко не собрал в се­бе, как в драгоценную шкатулку, этот маршрут! Храмы раз­ных кон­фес­сий, зам­ки, ста­рин­ные усадь­бы, мо­на­сты­ри и да­же фамильную усыпальницу зна­ме­ни­то­го шля­хет­ско­го ро­да Умястовских…
Прильнувшее к Гродненскому шос­се ИВЬЕ ино­гда на­зы­ва­ют "ма­лень­ким Иеру­са­ли­мом". Там располагаются ста­рей­шая действующая ме­четь Бе­ла­ру­си и един­ствен­ный Музей на­ци­о­наль­ных куль­тур. Здесь на быв­шей ры­ноч­ной пло­ща­ди по­став­лен уни­каль­ный па­мят­ник "Единство че­ты­рех кон­фес­сий": католицизм, иудаизм, православие и ислам. И слов­но в про­дол­же­ние этой те­мы веротерпимости у стен ко­сте­ла св. Пет­ра и Пав­ла 1491 г. постройки Вы узна­е­те о ле­ген­дар­ной Ака­де­мии ари­ан, ко­то­рая бы­ла од­ним из цен­тров об­ра­зо­ва­ния в Великом Кня­же­стве Литовском в XVI в. Ста­туя Хри­ста у Ивьев­ско­го ко­сте­ла невольно ассоциируется со зна­ме­ни­той скульптурой в Рио-де-Жанейро.

На смену Ивью приходит быв­шее ме­стеч­ко СУБОТНИКИ, из­вест­ное с ХVII в. Краснокирпичный ко­стел Св. Вла­ди­сла­ва (1904) издали за­во­ра­жи­ва­ет сво­ей грациозной силуэтной графикой. Возводили свя­ты­ню Вла­ди­слав и Янина Умястовские. В нем и похоронили фундатора, а затем в усыпальницу бы­ли вне­се­ны остан­ки его давно умерших род­ствен­ни­ков. Об этом сообщает мемориальная дос­ка, установленная в 1931 го­ду в фамильной усы­паль­ни­це Умястовских в крип­те хра­ма: изумительная чи­сто­та, блистающие полированными гранями солидные мраморные пли­ты с име­на­ми и датами...

С графами Умястовскими тесно свя­за­но и былое име­ние ЖЕМЫСЛАВЛЬ. Здешний дво­рец с бельведером и коринфскими портиками по обеим сторонам пред­став­ля­ет со­бой уменьшенную копию королевского "Дворца-на-воде", выстроенного для по­след­не­го мо­нар­ха Ре­чи Поспо­ли­той Ста­ни­сла­ва Ав­гу­ста По­ня­тов­ско­го в Лазенках под Варшавой. Лепка на потолках и мозаичный пол сближали жемыславский дво­рец с варшавским, а бо­га­то убранные ин­те­рье­ры свидетельствовали об отменном вкусе его вла­дель­цев. Во­круг усадь­бы, ны­не ожидающей реставраторов, со­хра­ни­лись мно­го­чис­лен­ные хо­зяй­ствен­ные постройки.

Из Жемыславля дорога приводит нас в ТРАБЫ. Они из­вест­ны с ХV сто­ле­тия, ко­гда князь Трабус по­стро­ил здесь за­мок. Петро-Павловская цер­ковь в Трабах бы­ла сложена из де­ре­ва в 1784 го­ду и существенно переделана на рубеже ХIX-XX вв. У здеш­не­го ко­сте­ла Рож­де­ства Де­вы Ма­рии (1905) очень жи­во­пис­ный си­лу­эт. Его мощ­ные трехъярусные баш­ни, перспективный портал и фронтон-щит вверху; хоровод контрфорсов остав­ля­ют в па­мя­ти яр­кий об­раз некоего го­ти­че­ско­го "мистицизма".

ГОЛЬШАНЫ в про­шлом бы­ли част­но­вла­дель­че­ским по­се­ле­ни­ем кня­зей Гольшанских (Ольшанских). Из их ро­да происходила Софья Гольшанская — же­на ко­ро­ля Вла­ди­сла­ва Ягай­ло, ко­то­рая ста­ла родоначальницей ди­на­стии Ягел­ло­нов и ко­то­рой здесь по­став­лен па­мят­ник. С XVI в. ме­стеч­ком владел род кня­зей Са­пег. В 1618 го­ду Па­вел Сте­фан Са­пе­га на­чал стро­и­тель­ство ка­мен­но­го ко­сте­ла в Голь­ша­нах, жи­ло­го кор­пу­са мо­на­сты­ря францисканцев, а так­же родового зам­ка. Монастырские постройки ис­поль­зу­ют­ся и ны­не как дей­ству­ю­щий ко­стел. Замок же дошел в жи­во­пис­ных руинах. В Голь­ша­нах уцелела ха­рак­тер­ная местечковая за­строй­ка XIX-XX вв., что при­да­ет нынешнему аг­ро­го­род­ку осо­бое оча­ро­ва­ние. Старая дорога из Голь­шан ве­дет в БОРУНЫ. С 1691 г. жизнь это­го быв­ше­го ме­с­теч­ка бы­ла накрепко свя­за­на с монастырем, ко­то­рый стал од­ним из духовных цен­тров униатства в Бе­ла­ру­си. В его сте­нах пребывает до­ны­не чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Борунской, Утешительницы всех опечаленных. Обитель отличают изыс­кан­ность форм "ви­лен­ско­го" ба­рок­ко.

И на­ко­нец, КРЕВО. Агрогородок (ранее — великокняжеское поместье) из­ве­стен с XIV ст., ко­гда здесь был по­стро­ен за­мок, в ко­то­ром в 1385 го­ду бы­ла за­клю­че­на зна­ме­ни­тая в ис­то­рии Крев­ская уния. Она по­ло­жи­ло на­ча­ло объ­еди­не­нию Ве­ли­ко­го Кня­же­ства Ли­тов­ско­го и Ко­ро­лев­ства Поль­ско­го… В 1387 го­ду в Кре­во по­яв­ля­ет­ся де­ре­вян­ный ко­стел — на его ме­сте сей­час мож­но уви­деть вы­стро­ен­ный в 1990-х го­дах ка­мен­ный храм Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Напротив не­го вздымает к небу свою шатровую звонницу православная цер­ковь во имя Св. Алек­сандра Нев­ско­го (1854). Живописные ру­и­ны древ­не­го зам­ка — од­на из наи­бо­лее яр­ких до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей Бе­ла­ру­си.

Сто­и­мость экс­кур­сии вклю­ча­ет:
    • Проезд ав­то­бу­сом турк­лас­са
    • Экс­кур­сия по марш­ру­ту
    • По­се­ще­ние хра­мов
    • Фирменный су­ве­нир

Дополнительно оплачиваются:
    • Обед — от 10 руб.

Про­дол­жи­тель­ность экс­кур­сии — 350 км, 12 ча­сов
Костела св. Петра и Павла, 1491 г.
Еврейский отдел Музея, Тора. Фото museums.by
Дворец Умястовских в Жемыславле
Дворец Умястовских на берегу реки Гауя
Руины Гольшанского замка