Наш бенефициант — знаменитый исследователь, экскурсовод, автор множества книг и статей о Беларуси, создатель множества экскурсий по Беларуси Анатолий ВАРАВВА. Десятки тысяч туристов Виаполя познакомились с культурным наследием Беларуси через призму его интеллекта и харизматичности. Мы гордимся, что он работает в Виаполе… Хотите знать почему? Отправляйтесь в это путешествие с Анатолием Вараввой по дорогам Виленщины. Государственная граница Беларуси и Литвы, деля земли исторической Виленщины и при этом причудливо изгибаясь, образует между Вороново и Ошмянами забавную фигуру — нечто вроде… аппендикса. Ну как же в здешних местах да не заняться исторической "диагностикой"?! Вот и приступим.
Прильнувшее к Гродненскому шоссе ИВЬЕ иногда называют "маленьким Иерусалимом". Там располагаются старейшая действующая мечеть Беларуси и единственный Музей национальных культур. Осмотр мечети позволит Вам много узнать о традициях и быте татар в Беларуси. Здесь на бывшей рыночной площади поставлен уникальный памятник "Единство четырех конфессий": католицизм, иудаизм, православие и ислам. И словно в продолжение этой темы веротерпимости у стен костела СВ. ПЕТРА И ПАВЛА 1491 г. постройки Вы узнаете о легендарной Академии ариан, которая была одним из центров образования в Великом Княжестве Литовском в XVI в. Статуя Христа у Ивьевского костела невольно ассоциируется со знаменитой скульптурой в Рио-де-Жанейро.
ЛИПНИШКИ известны своим костелом Св. Казимира. Утонченная, хрупкая графика силуэта; гранитная облицовка фасадов, создающая мерцающий рисунок фасадных стен; вознесенная в небеса башня с остроконечным шпилем… Фрагментарно сохранилась в Липнишках усадьба второй половины ХIX в.: одноэтажный, не в меру раздавшийся вширь дом с трехъярусной смотровой башней, флигель на мощном каменном цоколе да парк. А вот в ТРОКЕЛЯХ нас встречает скромный деревянный костел Посещения Марии (1809). Про такие постройки говорят: памятник народного зодчества. Рядом с костелом — двухъярусная звонница, а также подиум, на котором ежегодно 2 июля, на "фэст", совершаются торжественные богослужения для тысяч верующих: ведь святыня в Трокелях является Санктуарием Матери Божией Трокельской. Еще в ХVI в. тут появился храм, в котором хранилась привезенная в 1595 г. из Вильни копия чудотворного образа Богоматери Снежной. Во время пожара 1656 г. костел сгорел — икона же осталась не тронутой огнем. С той поры у нее случаются чудесные исцеления, что и привлекает сюда паломников со всей Беларуси и других стран. ОБЕД.
17-километровая дорога от костела подводит путешественника к легендарным ГЕРАНЁНАМ. В 1433 г. великий князь литовский Сигизмунд Кейстутович подарил это имение Яну Гаштольду. Позже им владел внук Яна — Ольбрехт Гаштольд, который в 1530 г. получил от императора Священной Римской империи Карла V титул графа "из Мурованых Геранен". Будучи к тому времени владельцем огромной латифундии и занимая самые высокие должности в государстве, он построил в родовом имении Гераненах в начале ХVI в. замок и при нем каплицу. Одна из самых первых каменно-кирпичных магнатских резиденций в Беларуси, здешний замок был разрушен в середине ХVII столетия. До нас дошли глыбы из кирпичей и камней, упрятанные в зарослях деревьев и кустарников. А рядом с этими руинами стоит КОСТЕЛ СВ. НИКОЛАЯ (1519), заложенный Ольбрехтом Гаштольдом как каплица. Теперь он представляет собой прямоугольное, с пятигранной апсидой здание. Именно в этой святыне в 1537 г. пошел под венец со своей избранницей пятнадцатилетней Барбарой Радзивилл Станислав Гаштольд. Через пять лет Барбара станет вдовой и приглянется молодому королевичу Сигизмунду II Августу. "Любовью века" назовут современники их захватывающий роман, завершившийся коронацией Барбары на Вавеле вопреки сопротивлению ее недоброжелателей. Но и этот ее брак окажется скоротечным: менее чем через полгода похоронный кортеж торжественно доставит останки польской королевы-литвинки из Кракова в Виленскую катедру.
БЕНЯКОНИ известны с ХVI столетия как шляхетское и великокняжеское владение. Еще в 1634 году Ян Чаплинский заложил тут деревянный костел Иоанна Крестителя, перестроенный в кирпиче в начале ХХ века. У стен деревянного предшественника этой святыни похоронена Мария Путткамер, в девичестве Марыля Верещака, чей земной путь оборвался в 1863 году. В памяти потомков ей суждено бессмертие как музе поэта всемирной славы Адама Мицкевича и как "соавтору" его непревзойденной любовной лирики…
Рядом с Беняконями располагается бывшее имение БОЛЬТЕНИКИ, которое принадлежало с 18 века графам Путткамерам. Адам Мицкевич гостил в Больтениках у супругов Путткамеров в 1822 году в течение двух недель, приглашенный Вавжинцем, который с большим уважением относился к поэту, высоко ценил его дарование и понимал чувства своей жены Марыли, установившей в доме культ Адама. Это старое семейное гнездо в 1890 году разобрал внук Марыли, тоже Вавжинец, и начал строить новый дом в стиле английской неоготики из красного кирпича по проекту известного архитектора Тадеуша Ростворовского. Эффектное здание дворца сохранилось — оно отличается асимметричной пространственной композицией, навеянной модерном. Сейчас в нем находится библиотека и культурный центр.
ГАЙТЮНИШКИ почти вплотную примыкают к нашему "аппендиксу". С 1599 года этим имением владел Петр Нонхарт. Вместе со своим соотечественником из Голландии инженером-фортификатором Ван Доденом он в 1612 году возвел сооружение, которое как нельзя лучше иллюстрирует известное присловье: мой дом — моя крепость. Почти аутентично сохранившийся ДОМ-КРЕПОСТЬ, некогда окруженный валами и водяными рвами, органично соединяет в себе готику и ренессанс. Сурового вида прямоугольное двухэтажное здание с четырьмя цилиндрическими башнями по углам и квадратной трехэтажной башней — красноречивое и, быть может, даже чересчур утрированное свидетельство крепостного характера этого сумрачного сооружения. Неподалеку от дома-крепости находится кирха-каплица, выстроенная дочерью Нонхарта, Сузанной, в качестве фамильной усыпальницы. В крипте ранее находились мумифицированные захоронения Нонхартов и других владельцев имения.
|